Время науки - The Times of Science

Волынский Р.В. R.V. Volynsky 58 №4 фильма – не сюжетное построение, а актёры с их эмоциями, выраженными через мимику и пластику движения. Это доказывает преобладание в фильме крупных планов (оператор Виктор Дж. Кемпер и Джон Кассаветис фокусируют камеру на лицах и жестах), а также значительное количество импровизационных моментов в фильме. Именно благодаря элементам импровизации Кассаветису удается ухватить незаметную поэзию мгновений жизни. Исследователь Рей Карни пишет, что в «Мужьях» импровизация во время съемочного процесса могла вызвать «непонимание» в отношении как актёрских, так и режиссёрских методов работы Кассаветиса. Импровизированными сценами можно считать сцену с пением в баре, интимную сцену Гаса (Джон Кассаветис) и Мэри (Дженни Ранэйкр) в номере отеля и прощальную сцену друзей в отеле в последний день их путешествия [5, с. 217]. В этих сценах актёры и режиссёр позволяли себе создавать фильм прямо во время съемочного процесса. Кассаветис допускал изменения в тексте сценария, поощрял актёров, когда они начинали самостоятельно интерпретировать свои роли и добавляли собственные эмоциональные черты к заранее прописанным. Влиятельный кинокритик Полин Кейл осуждала Кассаветиса за «псевдореализм и банальность» в «Мужьях» [3]. Мы полагаем, что обвинения в «псевдореализме» выглядят спекулятивными. Обратившись к контексту американского кино того времени, мы узнаем, что одним из приемов кинематографистов Нью-йоркской школы, были съемки «горизонтальных» видов города на уровне земли. Жиль Делёз утверждал, что именно благодаря этому на «тротуаре возникали события, и местом их действия было некое раздифференцированное пространство» [1, c. 415]. Таким образом, тенденция к фиксации повседневности, в том числе у Кассаветиса, вряд ли может быть обозначена как «псевдореализм», а скорее является авангардным художественным приёмом. Кроме того, опровергнуть категорию «псевдореализма и банальности» в фильме Кассаветиса помогает утверждение Делёза о значительном в его творчестве «удельном весе аффективности» из-за построения несвязных повседневных пространств [там же]. Аффективность в данном понимании исключает обвинения режиссера в банальности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=