Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 57 и новаторским подходом отличался от многих американских режиссёров Джон Кассаветис. Теоретик и историк кино Антон Мазуров назвал Кассаветиса «пионером американского авторского и независимого кино» [2]. В книге Рея Карни «Кассветис про Кассветиса» подробно описывается, как кинематографист с трудом собирал деньги на свои ранние фильмы, противопоставляя себя Голливуду и всей студийной системе. Это противопоставление не ограничивалось финансовой независимостью, оно приобретало качественно-форматный характер. Имеется в виду выработка нового авторского киноязыка (в первую очередь для американского кино, но при этом и для универсального тоже), который принципиально отличался от конвенционально жанрового. Тезисом статьи является утверждение того, что можно выделить ряд художественных приёмов и авторских элементов, которые формируют особый кинематограф Джона Кассаветиса. Попробуем доказать это на примере фильма «Мужья» 1970 года. Фильм рассказывает о трех мужчинах среднего возраста, которые потеряли своего друга. Обстоятельства смерти побуждают друзей пуститься в чудовищный пьяный разгул в Нью-Йорке, а затем в Лондоне, чтобы бежать от экзистенциального чувства страха и горя. Фильм «Мужья» можно назвать терапевтическим. Это попытка исследовать чувство утраты, зафиксировать трагедию главных героев и проследить процесс их нелегкой «реабилитации». Кассаветис в «Мужьях» не занимается морализаторством, он выходит за рамки таких категорий, как «хорошо» и «плохо». Отказ от осуждения неоднозначных поступков своих героев говорит о режиссёрском сочувствии, которое зритель может разделить уже интенционально. Исследователь американского независимого кино В. М. Рутман в своей диссертации отмечал, что «Кассаветис демонстрировал настоящую жизнь, без гиперболизации, со всеми недостатками и нелогичностями» [4, с. 21]. На наш взгляд, заявление Рутмана справедливо, как для всего кинематографа Кассаветиса, так и для рассматриваемой картины. Демонстрация «настоящей жизни» в «Мужьях» заключается в фиксации сложного и многообразного спектра эмоций, который мастерски передают актёры – Джон Кассаветис, Бен Газара и Питер Фальк. Актёрская игра является главным элементом эстетики картины режиссёра: доминанта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=