Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 4 №4 За столетие, которое прошло после смерти Толстого, массовая культура получила мощное развитие за счет Интернета. Теперь она «функционирует в медиасфере, для которой характерны информативность, доступность, массовость, наглядность образного восприятия» [2, с. 16]. В.А. Буряковская, предлагая рассматривать массовую культуру с трех точек зрения, отмечает некоторые ее черты: 1) с точки зрения сферы и субъектов потребления: массовость, доступность, узнаваемость, популярность, ориентация на молодость; 2) с точки зрения взаимосвязи с массовыми коммуникациями: тотальность, экспансивность, глобальность, многократное повторение с целью продвижения определенных идей, использование разных каналов передачи информации, манипулирование коллективным сознанием; 3) с точки зрения апелляции к человеческим инстинктам, чувствам: эпатаж публики, нацеленность на удовольствие и комфорт, престижность, простота, зрелищность [2, с. 18]. Конечно, у поп-культуры возникают свои герои. Ими становятся необыкновенные, выдающиеся, удивительные, экстравагантные личности [4, с.9]. Толстой стал иконой поп-культуры, несмотря на его отношение к масскульту, что неудивительно: еще при жизни он был знаменитостью, «медийной фигурой», вызывал к себе интерес журналистов, художников. Уже в 1930-е годы в Югославии были созданы два графических романа по мотивам «Хаджи-Мурата» и «Воскресения» [1]. В 1970-е годы были популярны литературные анекдоты о Толстом, стилизованные под творчество Д. Хармса 1 . Сейчас массовая культура «живет» в социальных сетях, где любой может создать свой контент. «ВКонтакте» достаточно популярны мемы с самим Толстым и героями его произведений. Кроме того, создано более сотни групп, посвященных личности и наследию писателя. С целью выявить характерные черты образа Льва Толстого в социальной сети, мы обратились к содержанию 18 групп: «Борода Толстого», «Гуманитарный проект имени Льва Толстого», «Лев Толстой», 3 1 «Анекдоты о русских писателях» известны под авторским названием «Веселые ребята» [4]. Гротескные литературные анекдоты, созданные книжным графиком Н. Доброхотовой-Майковой и художником В. Пятницким, ошибочно приписываются поэту Даниилу Хармсу.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=