Время науки - The Times of Science
Время науки The Times of science 2019 31 Подробнее мы проанализируем один кинофильм и на его примере ответим на обозначенные выше исследовательские вопросы. «Форрест Гамп»: анализ фильмических средств и приемов аккумуляции, реконфигурации, трансляции знания о прошлом Картина Роберта Земекиса (Robert Zemeckis) «Форрест Гамп» вышла в мировой прокат в 1994 году, спустя 20 лет по окончании Вьетнамской войны. Главный герой фильма – Форрест Гамп, человек с достаточно низким коэффициентом IQ, что определяет его наивно-детское поведение и отношение к жизни. Сюжет «нанизан» на одну нитку: сидя у автобусной остановки, Форрест рассказывает случайным прохожим историю своей жизни – эпизод за эпизодом. Его рассказ совершенно невероятен: он – выдающийся футболист, герой войны, мастер игры в пинг-понг мирового уровня, владелец фирмы, акционер «Apple» и миллиардер. В целом фильм вовсе не о Вьетнамской войне, но эта тема проходит через всю ленту. Мы рассмотрим именно «вьетнамский эпизод» картины. Вспомним, что в августе 1990-го года США начали войну в Персидском заливе. Это событие «возвратило» государственную власть и американское общество к памяти о Вьетнаме. Вслед за Рональдом Рейганом Джордж Буш- старший продолжил курс на «восстановление национальной гордости и традиционного величия» Соединенных Штатов [20, p. 5]. Д.В. Кузнецов отмечает, что не случайно именно в 1990-е годы в американском кинематографе появились комедийные ленты на «вьетнамскую тему» – как ответ на потребность власти и общества реконфигурировать негативную память о проигранной войне. «Форрест Гамп – некий символ американской нации, весьма рельефно изображенный собирательный образ всего американского: в чем-то наивный, иногда даже глуповатый, но в то же самое время добрый по отношению к другим, честный, преданный своей стране, искренний и просто везучий человек. Все симпатии зрителя явно на его стороне – тем самым фильм как бы "снимает вину" за участие США в войне с простого человека» [4, c. 127]. Однако, несмотря на «посыл» авторов и общий подъём патриотических настроений в 90-е годы, фильм был воспринят как открыто антивоенный, во многом идейно пересекающийся с картиной Оливера Стоуна «Рождённый четвёртого июля».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=