Время науки - The Times of Science

Ромашин М.И. M.I. Romashin 30 №4 но выполняют функцию «социальных акторов»: их создатели используют образ «Вьетнама» для решения разнообразных и разноплановых задач, как политических, так и художественных. Эти фильмы выступают «медиумами» – посредниками и трансляторами неких ценностей и, вместе с тем, средством формирования новых. Основанные на реальном прошлом, они утрачивают связи с фактами: «Мы входим в мир псевдособытия, псевдоистории, псевдокультуры, – писал Бодрийяр. ˂ … ˃ Событие отфильтровывается, дробится, перерабатывается целым индустриальным конвейером производства» и порождает новое событие, которое ложится в общую картину исторической памяти [2, p. 14]. Такие фильмы о Вьетнаме, как «Апокалипсис сегодня», «Взвод», «Цельнометаллическая оболочка» и др. кажутся и считаются «реалистичными» или «истинными» во многом благодаря нереалистичным методам и приемам изображения, примененным в них. Симулякр и реальность в них объединились – настоящие события, история и фильмы перемешались, чтобы создать сложный гибрид реальности и вымысла. Даже неигровые фильмы не избегают этой тенденции. Одним из примеров является «Дорогая Америка: письма домой из Вьетнама» (1987, реж. Билл Кутюрье). В фильме использованы архивные кадры и письма, написанные солдатами, моряками, летчиками во Вьетнаме. Фильм начинается со строк текста, которые декларируют: «Этот фильм о молодых мужчинах на войне. Это их собственная история, их собственные слова. Каждая сцена, каждый кадр в фильме реальны – ничего не было поставлено и сыграно». Сразу после этого утверждения о реальности и исторической точности появляется список актеров, которые читали письма для фильма. Среди них: Виллем Дафо («Взвод», «Рожденный четвертого июля»), Роберт Де Ниро («Охотник на оленей»), Кевин Диллон («Взвод»), Майкл Дж. Фокс («Потери войны»), Джон Сэвидж («Охотник на оленей»), Мартин Шин («Апокалипсис сегодня») и Робин Уильямс («Доброе утро, Вьетнам»). «Тщательно невымышленный» Вьетнам включает в себя элементы и отсылки к другим художественным произведениям. Это «реальность», состоящая из фикций и симуляций – фантастика и нереалистичные техники, становятся особенно эффективным средством подчеркивания исторической правды.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=