Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 29 В мемуарах Энтони Сьюфорда «Джихад: хроника морского пехотинца войны в Персидском заливе и других битвах» (2003) автор описал подготовку своего взвода к отправке на войну: в течение трех дней морские пехотинцы смотрят «Апокалипсис сегодня», «Взвод», «Цельнометаллическую оболочку» и другие фильмы. Изображенный в них выдуманный Вьетнам готовит их к реалиям другой настоящей войны [22, p. 6]. Неоднократно фильмы о Вьетнамской войне, вымышленные и нереалистичные, воспринимались как «самые настоящие» и верные. Яркий пример тому – «Апокалипсис сегодня» Дж. Копполы. Широко известны слова, которые режиссер произнёс на пресс-конференции в Каннах: «Мой фильм не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам» (см. документальный фильм Hearts of Darkness: A Filmmaker's Apocalypse . Fax Bahr, George Hickenlooper, Elanor Coppola, 1991). По результатам опроса, проведенного в США в июле 1980 года, 61% респондентов полагали, что Apocalypse Now представляет «довольно реалистичную картину того, какой была война во Вьетнаме» [22, p. 9]. Культуролог Джон Стори характеризовал этот фильм как «знамя для оценки реализма представлений о войне Америки во Вьетнаме»: «Спрашивать "похоже ли это на Апокалипсис сегодня " практически то же самое, что спрашивать, реалистично ли это» [22, p. 9]. Apocalypse Now стал стандартом реализма, несмотря на его явно нереалистичные элементы; притом, что этот фильм – «намеренно сюрреалистическое изображение», созданное по книге не о Вьетнамской войне. Другое аналогичное свидетельство: на мемориале ветеранов Вьетнама в округе Вашингтон табличка, которую чаще всего фотографируют туристы – Артур Джон Рэмбо, имя настоящего солдата, который разделяет его с вымышленным героем фильма С. Сталлоне. Персонаж Рэмбо стал частью культурной памяти о войне, и даже в пространстве, посвященном памяти настоящих погибших солдат, фильм является частью сконструированной реальности. Фильмы о войне во Вьетнаме, вышедшие в свет в США после ее окончания, во многом являются «симулякрами» (Ж. Бодрийяр). Они не имеют никакого – или почти никакого – отношения к реальным событиям,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=