Время науки - The Times of Science

Ромашин М.И. M.I. Romashin 28 №4 - кинофильм «запускает» сложные процессы трансфигурации и взаимодействия автобиографической и коллективной памяти; - кинофильм сохраняет, трансформирует, репрезентирует, формирует представления о прошлом с помощью специфических художественных средств и приемов. Проиллюстрируем данные положения на материале анализа фильмов о Вьетнамской войне, снятых в США после ее окончания (1976-2017 гг.). Конструирование памяти о Вьетнамской войне в американских кинофильмах За сорок с лишним лет американцы «растянули» слово «Вьетнам», поместили в него множество различных значений, ценностей и коннотаций. Самым распространенным значением этого слова является война, начатая Америкой в Юго-Восточной Азии в 1950-х годах и законченная падением Сайгона в 1975. Другим – «трясина, неудача, ошибка, поражение». Оба эти значения во многом были сформированы художественными практиками – фильмами, телевизионными репортажами, романами, устными историями, поэзией, видеоиграми, комиксами, музыкой. Вьетнам стал не только важной частью американской истории, но и важной частью американской мифологии. Сложный гибрид смыслов, которые американцы вкладывают в это слово, содержит как реальные, так и вымышленные события, а также тексты и визуальные образы тех и других. Как писал ветеран Вьетнамской войны Уильям Адамс, «Вьетнам – это не просто война или фильм; это и то, и другое, и больше…» [22, p. 8]. Воспоминания Адамса хорошо иллюстрируют сложные процессы формирования «entangled memory»: «Когда впервые был выпущен фильм « Взвод» , многие люди спрашивали меня: "Была ли война действительно такой?" Я не нашел ответа ˂ … ˃ поскольку то, что "действительно" произошло, теперь так тщательно перепутано в моем сознании с тем, что было сказано о случившемся, что чистого опыта больше нет. Вьетнамская война уже не является определенным событием, она является коллективным и живым сценарием, в котором мы продолжаем писать каракули, стираем, переписываем наши противоречивые и меняющиеся представления о себе» [22, p. 7-8].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=