Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 25 нем, с тем, что принято называть коллективной памятью – публичным, общепринятым контентом, который часто базируется не на знании, а на мифологии. Исследователи говорят об актуализированном или полезном прошлом ( usable past ) – «своеобразном репертуаре исторических событий, фигур и символов, которые наделяются смыслами, в той или иной мере значимыми для современных политических и культурных практик» [6, c. 8- 9]. Ядро репертуара «востребованного прошлого» образуют устойчивые мифы, а периферия «включает в себя пестрый набор … узнаваемых смысловых конструкций» и совокупность публичных актов их «вспоминания» и (пере)осмысления» [6, c. 9]. Логика коммеморации учитывает не столько «правду» исторических фактов, сколько связанные с ними эмоции – радость, триумф, ненависть, ресентимент, скорбь и т.д. Подчеркнем, что индивидуальная (автобиографическая) и коллективная (социальная) память о прошлом дополняют друг друга, переплетаются, взаимодействуют, порождая сложные представления конкретных людей и групп [12]. Зачастую человек не различает, что он действительно помнит, а о чем слышал, читал или видел на экране: возникает феномен переплетенной или «наведенной» памяти [8]. Кинообраз – сконструированная модель мира (настоящего, прошлого или будущего) – начинает жить в сознании человека, определяя его отношение, мифологизируя, подменяя и/или заслоняя рациональное знание, порождая общие представления и формируя стереотипы восприятия. Для миллионов людей Вьетнамская война – это Рэмбо, вертолетная атака под «Полет валькирий», «русская рулетка» для военнопленных и т.п. Этого никогда не существовало. Но зритель знает о той войне именно это (и часто – только это). Он видел все это собственными глазами и потому верит в такой Вьетнам… Создатели фильмов «разыгрывают партию на шахматной доске» и «делают из истории операциональный сценарий» [2, c. 74]. Как медиаискусство, кино реагирует на весь спектр социальных проблем и настроений. И одновременно появление в социально-историческом контексте тех или иных произведений кинематографа обусловливает активную трансформацию самого этого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=