Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 23 овременные исследования кино – достаточно разветвленная и многообразная практика теоретизирования в широком междисциплинарном поле философии, истории, искусствознания, теории кино, visual studies и т.д. Мы сосредоточим внимание на проблеме кинофильма как коммеморативной практики – пересечении концепций исторической памяти, теории социальных симулякров, семиотического анализа и киноведения. Теоретические построения проиллюстрируем материалами фильмов о Вьетнамской войне, снятых в США после ее окончания ( 1976- 2017 гг.). Методологической основой исследования для нас стал историко- культурный контекстуализм (И. Лакатос, И.Т. Касавин, М. Полани, В.Н. Порус, Ст. Тулмин и др.), позволивший проанализировать фильмы в связи с конкретными историческими условиями – социально- политическими и социокультурными, а также с учетом «human un- derstanding» – личностных факторов, влияющих на творческий процесс создания картины и ее восприятия зрителем; а также семиотический подход (Р. Барт, Ю.М. Лотман, Ч. Пирс), рассматривающий визуальный образ как коммуникативный знак. Постараемся ответить на следующие исследовательские вопросы: в чем специфика кинофильма как «мнемонического актора» [16, с. 4], каковы способы (приемы, средства) аккумуляции и реконфигурации знания о прошлом в кинофильме, как в пространстве кинематографа взаимодействуют коллективная и автобиографическая память, какие задачи конструирования исторической памяти решают американские фильмы о Вьетнамской войне, какими средствами они это делают. Кинофильм как коммеморативная практика Идею коммеморации выдвинули представители третьего поколения французской историографической школы Анналов, прежде всего, Пьер Нора [7]. Сегодня концепция культуры памяти принадлежит многим научным дисциплинам: истории, социологии, литературоведению, С

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=