Время науки - The Times of Science
Время науки The Times of science 20 №4 отчаянии ударился в жизнь, блудную и бессознательную) либо же не смириться и «не жить», но схоронить себя и свою свободу понимать, видеть, осознавать значимое, целое (судьба интеллигента). Разве можно выбрать лишённую толка жизнь? Нельзя – вот роковой ответ. Несуществование – не альтернатива, оно само вас выбирает. Об этом говорил и Хайдеггер, и сам Кржижановский в небольшой работе «Идея и слово». Сравнивая в ней искание человека с ползущей без крыльев мухой, С.Д. провозглашал некие движущие это искание силы, Идею, отрешающую человека от жизни и вынуждающую поодаль от неё, «в бездействии и беззвучии, служить только Себе» [5] . В конце новеллы красный снег падает на шушашинские плечи, в шушашинские губы: возвращает «глушёное» мышление. Под него не попадает интеллигент, потому что он сознаёт расщеленность мира и хранит его целостность. Под него не попадают обыватели, потому что они расщеленности не сознают. Под него попадает Шушашин и философ с отвёрнутой головой, потому что им обоим дано осознавать, но они ничего с этим не делают: не сострадают, не хранят. В соответствии со всем сказанным расширим ранее представленную таблицу (таблица 2): Таблица 2. Расширенная классификация персонажей «Красного снега» Персонаж модель бытования состояние ума Судьба интеллигент не-живущая осознающее наяву хранение целости мира «чеаэк» живущая не осознающее пребывание в абсурде Шушашин избегающая осознающее во сне пребывание в растерянности Весь трагизм главного героя заключается в нежелании до конца осмыслить мировой надлом, разделивший подлинное бытие с прозябанием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=