Время науки - The Times of Science

Карпова Е.А. E.A. Karpova 2019 47 В газете «Новая литература» (« Die Neue Literatur» ) Веспер осуществлял некого рода личную цензуру: писатели и издательства, не соответствующие его представлениям об истинной литературе, подвергались издевательствам в печати. Так, в феврале 1937 года Веспер выступил с острой сатирической статьей политического характера, направленной против евреев, в которой писал: «Если немецкая девушка вступает в отношения с евреем, то оба они будут судимы за осквернение расы. Если немецкий писатель будет иметь дело с еврейским издателем – не есть ли это такое же гнусное и ужасное осквернение немецкой расы?» [3]. Поскольку Веспер активно нападал и на государственный литературный контроль, постепенно он потерял поддержку и в 1936 году ушел в отставку, скрывшись от публичной жизни в усадьбе своей второй жены в деревушке Триангле в Нижней Саксонии [2]. Кажется удивительным, что человек, придерживающийся нацистских взглядов, участвующий в сжигании неугодных книг, пишет добрую детскую сказку. Такую, на первый взгляд, нелогичную взаимосвязь можно попытаться объяснить, рассматривая ее, как минимум с двух сторон. Во-первых, личность человека сложна и многогранна. Никогда не узнать, какие необыкновенные возможности заложены в том или ином человеке, о чем он на самом деле думает, чем живет. Тем, чего в нем больше, он и руководствуется во время принятия решений. В этой связи нельзя не упомянуть о жанровом разнообразии работ В. Веспера: сказки, рассказы, романы, лирика, эссе и т.д. Подчеркнем также, что стихотворная история о дедушке Морозе была написана Веспером задолго до его вступления в НСДАП. С другой стороны, не забудем, что идеология нацизма была тесно связана с идеей германских традиций. Не зря В. Веспер с детства интересовался историей своей страны, а одними из первых его произведений были авторские интерпретации легенд о Тристане и Изольде и «Песни о Нибелунгах». [3]. В соответствии с политическими взглядами нацистов для поддержания германского духа каждый ребенок должен был с детства быть причастным к истокам культуры своей страны, а также чтить и хранить ее традиции. Что могло лучше подойти для этой цели, чем детские сказки? «Das Buch vom lieben Weihnachtsmann» входит в состав серии под названием «Нюрнбергские иллюстрированные книги» (« Nürnberger Bilderbücher» ) и числится в ней под номером 7. Тексты серии – это преимущественно детские песни, сказки, загадки. В целом это истории о праздниках – Рождестве и Пасхе, рассказы о мире животных, вещей, о путешествиях, о традициях. Целью данного цикла являлось создание детской литературы, доступной каждому и соответствующей литературным и образовательным требованиям времени. Подобных произведений в то время на немецком книжном рынке практически не было. Название «Нюрнбергские» было выбрано потому, что Нюрнберг славился как место, где производили лучшие детские игрушки. Оно сохранялось до 1926 года, затем серия книг переименовывалась несколько раз, а к концу 1945 года вышла 110-я книга этого цикла, ставшая последней. На сегодняшний день первые издания особенно ценятся у коллекционеров, так как напечатаны методом литографии, послевоенные издания печатались уже на металлических пластинах, используемых сегодня в офсетной печати.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=