Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 38 №3 всей вероятности, найдет себе очень широкое применение в наших народных школах; отпечатана она прекрасно, четким, крупнымшрифтом, и замечательно дешева. За 14 коп. она дает материала столько, сколько, как нам кажется, не дает ни одна из обращающихся азбук – а при средствах наших школ это много значит» [9] «Новая азбука» была полна достоинств, хоть в ней уже не было богатого жанрового разнообразия и объемного воспитательного материала ввиду отсутствия стихотворений, поговорок и пословиц. Зато она была методически более совершенна по сравнению со своей предшественницей. Материал давался с учетом подготовки ученика и по мере прохождения книги усложнялся. «Азбука» Л. Н. Толстого остается особенным учебным пособием с несомненными плюсами в виде текстовых материалов, жанрового разнообразия, воспитательного и нравственного потенциала рассказов, пословиц, поговорок, басен, былин и сказок. Хотя методисты-современники выделяли минусы этой книги, такие как устаревший метод обучения, большой объем малоупотребительных церковнославянских текстов, спорный раздел арифметики, устаревшие пословицы и архаизмы с диалектизмами, понятные далеко не каждому ученику, тем не менее, «Азбука» способствовала распространению грамотности, а многие ее художественные произведения стали классикой детской литературы, перекочевали в советские и современные учебники и книги для чтения, предназначенные для учеников младшего школьного возраста. Ее влияние на российскую учебную литературу трудно переоценить. Литература 1. Зайденшур, Э. Е. Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого. [Электронный ресурс].– URL: http://tolstoy- lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/zajdenshnur-poslovicy-i-pogovorki-v- proizvedeniyah.htm 2. Мумрикова, Л. И. «Азбуки» Л. Н. Толстого// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2007. – С.149-160. 3. Остренкова, Е. А. «Азбука» и «Русские книги для чтения» Л. Н. Толстого в начальной школе: Путь к освоению художественного языка писателя//Аctalinguistica petropolitana. Труды института лингвистических исследований. – 2008. – №3. – С.220-226. 4. Сильченкова, Л. С., Климко, А. И. Типология букварей// Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1. – С.199-203. 5. Старцева, Н. М. Буквослагательный, слоговой и звуковой аналитический методы обучения чтению и письму в российских азбуках и букварях XIX века// Историко-педагогический журнал. – 2017. – №3. – С.109-119. 6. Штец, А. А. Л.Н.Толстой: методика обучения грамоте// Начальная школа до и после. – 2008. – №12. – С.76-81.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=