Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 36 №3 слогов, в то время как большинство пособий того времени использовали разные типы звуковых методов [5, c.111]. Толстой же считал эти методы несовершенными и непригодными для обучения: « Звуковой способ мне не только хорошо известен, – писал он, – но едва ли не я первый привез его и испытал в России двенадцать лет тому назад после своей поездки по Европе с целью педагогического изучения». Испытав звуковой метод в своей школе, писатель пришел к выводу, что этот метод «противен духу русского языка и привычкам народа», что он требует особо составленных книг, вызывает трудности в применении и не подходит для главной цели в процессе обучения грамоте, – научиться читать как можно скорее. Толстой считал, что по слуховому методу способный ученик может выучиться читать в 3-4 урока, а неспособный – в 10 уроков, в то время как по звуковому – обучение длится намного дольше [9; 4]. На заседании Московского комитета грамотности педагоги отмечали, что главное – не скорость обучения, но развитие детей. Толстой же отстаивал необходимость удовлетворить потребность народа в быстром обучении чтению. Заседание постановило провести опыт и сравнить преимущества звукового метода и метода Толстого [9]. На протяжении семи недель две группы учеников обучались по слуховому и по звуковому методу. Комиссия, признав главенство группы, обучавшейся по звуковому методу, однако, не вынесла постановления о том, что звуковой метод однозначно превосходит метод Толстого. Д. И. Тихомиров, один из членов комиссии, писал: «Успехи учеников той и другой группы оказались более или менее одинаковыми – при некотором перевесе на сторону звуковой группы» [9]. Вопрос, какой метод лучше и эффективнее, остался открытым. Сам Толстой после проведенного эксперимента пришел к выводу, что не метод определяет высокую результативность обучения, а личность учителя, его опыт и владение не только слуховым, но и другими методами обучения. «Азбука» так и не была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России, и, несмотря на все усилия Н.Н.Страхова, одобрения в высших инстанциях не получила [9]. Огорченный Толстой все же прислушался к критическим отзывам и осенью 1874 года начал перерабатывать «Азбуку». 4 ноября он писал Страхову, что занимается переделываем азбуки, в январе 1875 года книга была закончена и сдана в печать, в мае вышла в свет [9]. «Новая азбука» кардинально отличалась от своей предшественницы не только содержанием, но объемом и ценой: вместо 750 страниц Толстой уложился в 92; цена составила всего 14 копеекв отличие от двух рублей [9]. «Новая азбука» избежала массового неприятия, она была одобрена Министерством народного просвещения и пользовалась большим спросом. При жизни Л. Н. Толстого (т.е. за 35 лет с момента первого издания), «Новая азбука» выдержала 25 изданий, общий тираж составил 2 миллиона экземпляров. Текст «Новой азбуки» автором не исправлялся.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=