Время науки - The Times of Science

Сэлинджер А.Г. A.G. Salinger 2019 33 В середине августа 1872 года работа над «Азбукой» была практически закончена. Во время пребывания в Самаре Толстой много занимался арифметикой, и когда осенью работа над этим разделом книги была завершена, испытал облегчение: «Нынче первый день, что я провел без дробей, и испытываю великое наслаждение». 10 ноября 1872 года «Азбука» вышла в свет, и Толстой почувствовал себя вновь свободным для другой работы [9]. « Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть » – такие надежды Толстой возлагал на свое произведение. «Азбука» Л.Н.Толстого представляла собой комплект из четырех книг общим объемом в 758 страниц, помимо собственно азбуки в него входили книги для чтения. Первый раздел – сама «Азбука» – включал 186 страниц, в плане оформления книга была очень простой и лаконичной, содержала мало иллюстраций, в отличие от некоторых пособий того периода, к примеру, «Русской азбуки для детей» В. Водовозова [8] или «Наглядной азбуки для обучения и самообучения» Ф. Ф. Павленкова [12]. Толстым упор был сделан на текстовый материал. Вторая и третья страницы азбуки были отданы алфавиту, набранному крупным жирным шрифтом. Такой (весьма устаревший) подход был свойственен пособиям первой половины XIX века, например, «Русской азбуке» Николая Греча 1846 года [10]. Далее в «Азбуке» каждую букву сопровождало изображение предмета, название которого ей соответствует: А – арбуз и т.п. Буквы были даны в нескольких вариантах шрифтов: печатная прописная, печатная строчная, курсивная строчная, курсивная рукописная, – всего шесть. Иллюстрации предметов выполнены в виде рисунка и выглядят максимально буднично, но реалистично: в бочке мы сразу можем угадать бочку, а телегу не спутаем ни с чем другим. Это важно для изучения алфавита, но не всегда выполнялось в азбуках того времени: к примеру, рисунки «Новой русской азбуки с картинками» 1887 года несли ненужную смысловую нагрузку, изображения были неочевидными или незнакомыми ребенку [11]. После букв и соответствующих им изображений следовали упражнения в чтении слогов, блоки двух-, трех-, четырех-, пятибуквенных слогов и буквенных сочетаний: такое построение языкового материала было свойственно старым российским азбукам, основанным на буквослагательном методе, которые к 1870-м годам уже выходили из педагогического обихода [6]. Следующий раздел был наполнен словами, пословицами и поговорками, которые написаны с разделением слогов. Этот дидактический материал давался ученику для развития умения соединять слоги в слова и выработки слогового чтения. Слоги были специально разделены автором дефисами для того, чтобы облегчить чтение ученикам. Некоторые буквы написаны строчным шрифтом, некоторые – скорописью для тренировки письма вместе со слоговым чтением.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=