Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 29 При рассмотрении разных статей-разделов мы отметили, что тексты становятся объемнее и сложнее. Материалы азбуки очень разнообразны и включают в себя сведения по географии, истории, арифметике, логике и другим наукам. Учебник содержит большое количество бытовой информации, например, годовые праздники, приметы, денежные меры и др., – все это делает азбуку важным источником полезных сведений. Стоит отметить, что в конце азбуки содержатся молитвы. Отсутствие в азбуке стихотворений, мы объясняем тем, что автор книги К.К. Абаза и издательство В. Березовского выпустили целую линию учебных пособий, в которые входили и «Наставления» для учителя, и «Азбука» для учеников, и дополнительные книги для чтения. Внетекстовые компоненты пособия представлены графическим оформлением текста, иллюстрации даются только к задачам, нет рисунков, что логично для учебника, адресованного взрослым. Заголовки разделов и текстов выделяются крупным или жирным шрифтом. По мере усложнения содержания статей и увеличения их объема шрифт становится меньше. На наш взгляд, выделение различных разделов затрудняет восприятие информации, поскольку учебник перегружен текстами, которые плотно размещены в пособии. В результате возникают проблемы, связанные с поиском необходимой информации и возможностью сконцентрироваться на отдельно взятом тексте. После знакомства с «Азбукой» К.К. Абазы можно сказать, среди всех рассмотренных нами пособий данная книга отличается методической разработанностью. Это не удивительно, поскольку работа автора является самой поздней азбукой по времени издания, а ее создатель – военный педагог. Проанализировав все указанные нами источники, мы пришли к следующим выводам. С течением времени военная педагогика развивалась: особое внимание уделялось обучению солдат грамоте, и как результат разрабатывались специальные учебные пособия, адресованные военным. Солдатские буквари в 1860-е годы зачастую были лучше с точки зрения визуального наполнения, чем некоторые азбуки для детей. Визуальный ряд азбук и букварей в большей степени реализовывал функцию декорирования и ориентировки, нежели передачи и усвоения информации. Создатели азбук 1890-х годов стремились к расширению общего кругозора солдат, включали в пособия информацию из разных наук. Зачастую буквари были адресованы как солдатам, так и широкому кругу читателей, как результат пособия для солдат играли важную роль не только в обучении грамотности служащих в армии, но и способствовали распространению грамотности среди взрослого населения России XIX века. Литература 1. Абаза, К.К. Азбука для начальных военных школ и для обучения взрослых вообще/ сост. К. К. Абаза. – Изд. 4-е, испр. – СПб.: Березовский, 1888. - 68 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=