Время науки - The Times of Science

Александрова Д.К. D.K. Alexandrova 28 №3 обозначен жирным или крупным шрифтом, названия текстов – жирным шрифтом. Алфавит выделен более крупным шрифтом по сравнению с основным текстом. Печатные буквы алфавита дублируются прописными. Подобное расположение внетекстовых компонентов помогает ориентироваться в книге. Анализ «Букваря народного и солдатского» под авторством Константинова показал нам довольно стройную структуру расположения текстов, их единую тематику и целостную, логичную систему графического оформления букваря. «Азбука для начальных военных школ и для обучения взрослых вообще» [1] включала в себя важную учебную информацию и, вероятно, могла быть использована не только солдатами, но и другими категориями учащихся: каждый читатель мог найти в ней интересующие сведения. Несмотря на отсутствие предисловия к букварю, его автор К.К. Абаза – известный военный педагог и писатель, издавший целую серию книг и учебных пособий, – составил рекомендации для обучения грамоте по данной азбуке в «Наставлениях как учить солдат» [2]. Наставления содержат подробные инструкции: как начинать первый день обучения, как научить солдат держать перо, как приступать к изучению азбуки, расписаны инструкции к изучению отдельных букв [2, с. 6]. Даны подробные инструкции к каждой статье букваря, рассказывается, как можно приступить к чтению этой статьи, как обращаться к солдатам, например: «Раскройте книгу на стр. 16, сверху первая строчка. Читай. Андреев!». Также мы находим вопросы, при ответе на которые солдаты или ученики должны прийти к пониманию текстов. В скобках после вопросов даны рекомендуемые ответы учеников. Кроме того, в «Наставлениях» приводятся письменные и устные задачи для обучающихся. Подобные задания являлись особым способом контроля знаний учащихся. Отметим также, что с данным методическим приемом мы впервые встретились именно в этом букваре. Например, 21- ая статья «Годовые великие праздники» содержала перечисление двунадесятых праздников и рассказы о них [1,с. 35]. Их следовало выучить и запомнить по датам. В наставлениях к 21-ой статье содержались рекомендации. «Можно дать, например, такую письменную задачу»: учитель записывает на доске даты праздников, а ученики должны будут приписать к ним названия праздников [2,с. 31]. «Азбука для начальных военных школ и для обучения взрослых вообще» помимо упомянутых выше разделов содержала ряд других разделов: алфавит, слогообразование, словосложение, а также 36 «статей». В каждой статье можно выделить следующие части: сведения о природных и социальных явлениях (например, в 1-ой статье упоминается о естественных предметах; во 2-ой статье – о животных и их метафорических названиях: «Верблюда называют «кораблём пустыни»» [1, с. 18]; в 17-ой статье – о денежных мерах [1,с. 31]; в 34-ой статье – о столицах [1,с. 59]). Также в букварь помещены загадки, побасенки, вопросы и ответы, сказки, задачи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=