Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 27 грамоте не важен, а важен грамотный толковый учитель. Он говорил, что от системы обучения грамоте не зависит ровным счетом ничего, все зависит от понятливости учеников и их индивидуальных особенностей. Поэтому в букваре не было разбивки материала на уроки и определения сроков изучения материала – автор считал это бесполезным. Он предлагал изучать сначала азбуку, а затем переходить к упражнениям со сложением букв в слоги, к так называемым складам. Автор считал, что буква и ее произношение лучше запоминается, когда сразу после буквы идет изучение слогов, а затем текстуальные упражнения. Обучение письму Константинов рекомендовал вести вместе с обучением чтению, поэтому в тексте букваря после печатных букв дублируются те же самые буквы только в прописном варианте. В ответе на письмо автора в редакцию последняя отвечала, что учебник прост и не лучше, но и не хуже всех других букварей, а чем проще букварь, тем лучше. Помимо букв, слогов и текстов в букваре представлен грамматический материал, который не встречался в двух ранее анализируемых нами пособиях. Речь идет об объяснении знаков препинания и ударения. Этот материал предшествовал текстам для чтения. Тексты для чтения нередко тематические. Например, предисловия к текстам содержат наставления, связанные с обучением грамоте и несению службы: «Прежде всего выучи твердо все, что требует от тебя начальство; а требует оно таких знаний, без которых ты никогда не будешь хорошим солдатом» [6, с. 13]. Уже в наставлениях можно проследить, какого солдата стремится воспитать автор: «Сделавшись солдатом, помни прежде всего, что ты уже не принадлежишь никому, кроме Государя», «Если ты вступил в ту большую семью, которая называется Русскою армею, то и будь ею достоин», «Русская армия только и знает два дела: одно – бить врага и наступать; другое, – если враг не поддается, стоять и умирать до тех пор, пока начальство не прикажет делать что-нибудь другое» [6, с. 13]. Букварь с первых страниц стремился воспитать солдата покорным начальству, любящим свое Отечество и Государя, готовым стоять на смерть ради своей Родины. Автор призывал солдата не думать о смерти, помнить о том, что он воин божий и царский. Помимо тематических текстов о присяге и повиновении букварь содержит тексты исторические, которые могли бы быть интересны широкому кругу читателей. В букваре мы видим целый раздел «Рассказы из русской истории», посвященный крещению Руси, описывающий действия волхвов и кудесников и т. п. [6, с.18]. Букварь содержит пословицы и поговорки, басни, загадки, песни, славянскую азбуку, молитвы и заповеди. Большинство текстов воспевают войну, отвагу, храбрость: «Я люблю кровавый бой, я рожден для службы царской!» [6, с. 47]. «Букварь народный и солдатский», на наш взгляд, являлся более тематическим, адресным в отличие от «Солдатского букваря», подобранные в нем тексты отличаются воспитательной нагрузкой. Анализируя внетекстовые компоненты, мы отметили, что иллюстративный материал в букваре не представлен, однако используются различные приемы выделения текста. Каждый раздел

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=