Время науки - The Times of Science

Александрова Д.К. D.K. Alexandrova 26 №3 иллюстраций в переизданном букваре меньше, но они, по нашему мнению, лучше соотносятся с текстом, лучшего качества и большего размера, в отличие от первого издания. Н.М. Старцева отмечает: «Кажется парадоксом, что «Букварь солдатский» более интересен с точки зрения имеющихся в нем визуальных средств, чем аналогичные пособия для детей. Хотя иллюстративный материал носит скорее развлекательный, чем обучающий характер, он делает учебник более привлекательным» [8, с. 72]. Текстовый материал тоже претерпел некоторые изменения и дополнения: его стало больше, чем в первом издании, об этом говорит и размер букваря, в нем более шестидесяти страниц. Например, появляется стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Волк на псарне», «Демьянова уха». Показательно появление в рассматриваемом нами издании букваря текста «Все грамотны!». В рассказе речь идет о том, как фельдфебель заставляет неграмотного старосту деревни подписать квитанции о постое роты в его деревне. Фельдфебель объясняет ему, как писать буквы: «Пиши полколеса, теперь рядом: целое колесо, три столба и брус сверху, шалаш с перекладиной, крендель!» [4, с. 27]. После его объяснений следует элемент визуального оформления, а именно та самая подпись сотника Вавилы [4, с. 28]. Авторы этим примером показывают, что любой неграмотный человек путем усилий может научиться писать, если постарается. В третьем издании «Букваря» мы наблюдаем изменение типов шрифта, расположения материала на странице. Более удобным стало восприятие текста: буквы и слоги первых уроков набраны более крупно и полужирным шрифтом, разные виды работ отделены друг от друга, вопросы к тексту, которые учитель должен задать солдатам, написаны мелким шрифтом. Из третьего издания был убран раздел «Обучение письму» и перенесен в отдельное издание особых «Прописей чистописания и скорописи с объяснением правил письма». Проанализировав два издания букваря, мы сделали вывод о том, что обучение солдат грамоте развивалось в методическом отношении. Букварь выступал как средство обучения, был нацелен не на самостоятельное изучение материала, а на совместную работу обучающегося с учителем или наставником. Помимо учебного содержания, в букваре присутствовали тексты воспитательного характера: рассказы о военных походах, о героических битвах, примеры рапортов, молитвы, письма к родителям. Таким образом, букварь, помимо обучающей функции, выполнял еще и воспитательную: прививал солдатам чувство долга, патриотизма, должного отношения к религии и родителям. Мы обратились к пособиям, которые предназначались для обучения не только солдат, но и другого взрослого населения – «Букварь народный и солдатский» Константинова (1875) и «Азбука для начальных военных школ и для обучения взрослых вообще» К.К. Абазы (1888). «Букварь народный и солдатский» отличается тем, что в нем применен отличный от других букварей метод изучения букв: «Вся разница между прежним обучением грамоте и нынешним состоит во введение звукового метода, состоящего в том, чтобы произносить согласные буквы не бе, ве и т. д., а б, в и т. д.» [6, с.1]. Также Константинов отмечал в предисловии (на самом деле вместо предисловия там помещено обращение в редакцию, но и из него понятно, как нужно использовать букварь), что способ обучения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=