Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 23 В качестве источников для нашей исследовательской работы были выбраны: – «Букварь солдатский» 1867 года издания, – «Букварь солдатский», 3-е издание, исправленное, 1869 года издания, – «Букварь народный и солдатский» под авторством Константинова 1875 года издания, – «Азбука для начальных военных школ и для обучения взрослых вообще», изданная в 1888 году, автором которой являлся военный педагог и писатель К. К. Абаза. «Букварь солдатский» [3], изданный в Санкт-Петербурге в 1867 году, входил в серию «книжек для солдат» журнала «Досуг и дело» (редактор А.Ф. Погоский). С 1867 по 1872 годы в рамках серии было выпущено более 60 наименований литературы дидактического характера: «Начальное наставление к Православной вере», «Арифметика», «Солдатский быт», «Прописи», «Наши богатыри», «Земля, вода и воздух» и др. [5]. Букварь небольшой по объему, более сорока страниц, однако учебник содержит в себе не только материалы для первичных упражнений в чтении, но и художественные тексты, молитвы и пример написания письма родителям. Букварь включает в себя поговорки и скороговорки, загадки; начинается не с учебных упражнений, а со статей «Для учителя», где авторы дают рекомендации, как следует использовать учебный материал, приводятся приемы работы с пособием. Авторы учебника не настаивают на четком следовании тому разделению учебного материала на уроки, который представлен в букваре. Учителю предлагалось исходить из того, как быстро ученики приобретают практические навыки: «Не должно переходить к следующему 2-му уроку до тех пор, пока ученик не будет уметь указать в первом уроке всех встречающихся в нем гласных букв» [3, с. 3]. В букваре мы видим, что способом обучения чтению выбран способ «от звука к букве». Н.М. Старцева в статье «Визуальный ряд российских азбук и букварей: массовые издания 60-х гг. XIX века» отмечает, что «первоначальные уроки освоения грамоты в «Букваре солдатском» были построены иначе, чем в пособиях для детей» [7, с. 72]. В букваре приведены отдельно только гласные буквы и под каждой из них расположены слова, которые включали в себя не только изучаемую букву, но и другие. Это включение других букв и формирование слов после букв не имело никакого порядка и системы. В материалах «Для учителей» авторы поясняли, что это сделано для того, чтобы в словах солдаты искали изучаемую букву или буквосочетание: читать эти слова они, очевидно, еще не могли. Мы заметили, что для разных букв дано разное количество примеров (слов), но в пояснении для учителя этот факт не комментируется. Согласные в данном букваре не рассматривались отдельно, они только включались в состав слов. Авторы учебника предлагали упражняться с ними, находя определенный слог, например «ор» или «на». В разделе «Склады» мы видим примеры открытых (или прямых) слогов, все примеры являются двухсложными. Автор объяснял это тем, что такова задача урока: показать, что при перемещении слогов получается другое слово. При обращении к внетекстовому материалу солдатского букваря, мы увидели, что используются разные приемы выделения текстов: курсив, полужирный шрифт, размер кегля. Начало каждого урока в учебнике

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=