Время науки - The Times of Science

Александрова Д.К. D.K. Alexandrova 22 №3 Александрова Дарья Константиновна Alexandrova Daria K. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет истории и права, 5 курс Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University the Faculty of History and Law Контактная информация: darya.aleksandrova.97@list.ru СОЛДАТСКИЕ АЗБУКИ И БУКВАРИ В РОССИИ В ХIХ В.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ SOLDIER PRIMERS IN RUSSIA IN THE 19TH CENTURY: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS Аннотация: статья посвящена историко-педагогическому анализу солдатских азбук и букварей России ХIХ в. Abstract: the article is devoted to the historical and pedagogical analysis of Russian soldiers' ABCs and primers of the 19 th century. Ключевые слова: азбуки, буквари, солдаты, историко-педагогический анализ. Keywords: ABC, primers, soldiers, historical and pedagogical analysis. збуки, буквари являются живыми историческими и культурологическими документами эпохи. Это важный источник сведений о жизни общества, о господствующей идеологии, о содержании образования, методах обучения чтению и русскому языку, постулатах воспитания в каждый конкретный временной отрезок. Изучая букварь, можно понять основные идейно-политические позиции, нравственное состояние людей конкретной эпохи, положение различных слоев населения, повседневную жизнь и быт народа, его этнографические особенности, логику развития национального языка и литературы. Таким образом, букварь является важнейшим источником культурных, научных и исторических сведений о человеке, обществе, государстве. Как и любой школьный учебник, он выполняет воспитательную функцию [8, с. 37] Существуют различные подходы к изучению азбук и букварей: изучение на основе компонентов образовательного процесса; анализ визуальной составляющей учебника; рассмотрение с точки зрения текстового материала, представленного в букваре или азбуке; анализ азбук и букварей в аспекте их развития с течением времени. В нашем исследовании мы использовали все названные подходы к изучению азбук и букварей с целью их развернутого историко- педагогического анализа. Почему объектом исследования выступают именно солдатские азбуки и буквари России XIX в.? Налицо очевидный недостаток исследований по истории повседневности рядовых солдат, далеких от политической жизни, нередко малообразованных. Анализ солдатских учебников, на наш взгляд, может способствовать пониманию как жизни этой особой сословной группы, так и общих тенденций в обучении взрослых в России второй половины XIX века. А

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=