Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 27 явления окружающей действительности. Последующая разработка этой проблемы привела ученых к выводу о культурной маркированности гендера в соответствии с тем или иным национально-культурным сообществом. В связи с новой волной феминизации в современной общественной жизни особую значимость приобретают исследования, направленные на выявление гендерной специфики мышления, в том числе отражённой в языке поэзии. Современная русская поэтическая система невероятно сложна: она отличается тематическим разнообразием, стремлением каждого автора создать свой неповторимый стиль, желанием расширить сферу распространения своих произведений посредством использования Интернет-ресурсов и, как следствие, активным взаимодействием поэтов с читательской (нередко виртуальной) аудиторией. Всё чаще авторы тяготеют к концертному исполнению своих текстов, снабжают их музыкальным сопровождением и интересными режиссерскими находками, превращая привычную декламацию стихотворений в полноценные шоу. Эти признаки свидетельствуют о том, что современная поэзия функционирует как особый «поэтический дискурс» [3, с.327]. Одним из способов подчеркнуть уникальный писательский стиль является намеренное акцентирование гендерной принадлежности автора, выражаемое в различных формах. С одной стороны, это может проявляться в намеренном подчёркивании гендероцентрической специфики творчества (например, феномен чисто женской поэзии), с другой стороны, частотна гендерная игра автора, выраженная в последовательной смене в поэтических текстах масок мужчины и женщины (ярким примером проявления этой тенденции являются стихи Ирины Астаховой, в которых автор пишет то от мужского, то от женского лица соответственно). Гендерные языковые различия могут быть явными; в таком случае они подчеркиваются носителями языка, что характерно для приверженцев феминизма. Так, существуют Интернет-сообщества и форумы поэтов- женщин, ратующих за равноправие. В их языке частотны имена существительные с суффиксами, обозначающими ‘лицо женского пола’ ( - иц-, -к-, -есс-, -ш- и др.), себя они принципиально называют поэтессами . Эксплицитно выраженные гендерные признаки речевого поведения важны для характеристики субъектов разных дискурсов. Но нас в этой работе интересуют неявные, скрытые, имплицитно выраженные гендерные признаки. Т.к. тема любви является магистральной для поэзии в целом, исследуя поэтические репрезентации концептосферы Любовь, мы предполагаем, что поэтические картины любви (способы воплощения вечной темы любви/ влюблённости) должны различаться в поэтических дискурсах мужчин и женщин. Вопросы о природе и структуре концепта в науке до сих пор дискуссионны [4, с.234-235], однако, синтезировав несколько подходов, можно определить концепт как ментальную единицу, вбирающую в себя национальные, культурные и индивидуально-личностные представления о том или ином понятии. Анализ структуры и семантического наполнения зон концепта Любовь предполагает интерпретацию его языковых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=