Время науки - The Times of Science

Новикова Е.В. E.V. Novikova 22 №2 Новикова Екатерина Валерьевна Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет русской филологии и документоведения (3 курс) Научный руководитель: Абрамова В. И. , к.фил.наук, доцент СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЛЛАДЫ «ЖЕНИХ» И «СНА ТАТЬЯНЫ» (ИЗ РОМАНА В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН») А. С. ПУШКИНА Аннотация : Статья посвящена рассмотрению общей сюжетной схемы в балладе "Жених" и "Сне Татьяны" ("Евгений Онегин") А. С. Пушкина, а также выявлению различий между ними. Показана взаимосвязь обоих произведений с балладами писателей-романтиков – "Ленорой" Г.А. Бюргера и "Светланой" В.А. Жуковского. Выявлена трансформация сюжетов при переходе в реалистическую традицию. Ключевые слова: А.С. Пушкин, сюжет, баллада, роман в стихах, сравнительный анализ. Abstract: The article is devoted to the consideration of the General plot scheme in the ballads "the Groom" and "Tatiana's Dream" ("Eugene Onegin") by A. S. Pushkin, as well as to the identification of differences between them. Both works are associated with ballads of romantic writers – "Lenora" by G. A. Burger and "Svetlana" by V. A. Zhukovsky. The transformation of the storylines revealed through realistic tradition. Key words: Pushkin, plot, ballad, novel in verse, comparative analysis. бращаясь к произведениям какого-либо автора, читатель может заметить, что они складываются в один художественный мир, который пронизывают сквозные мотивы и сюжеты. Мы рассмотрим эту закономерность в одном из таких сюжетов в творчестве А. С. Пушкина, в котором связывается баллада «Жених» и фрагмент романа «Евгений Онегин». Цель нашего исследования заключается в сравнении воплощения одной и той же сюжетной схемы в творчестве писателя и определении её функции в общей канве каждого из произведений. Известно, что в черновой рукописи баллады «Жених» А. С. Пушкин подобрал для героини два имени: Наталья и, как нетрудно догадаться, Татьяна. К тому же первые наброски баллады обнаружены в пушкинских черновиках «между частью поэмы „Цыганы“ и IV главой „Евгения Онегина“» [1, с.73], а «Сон Татьяны» расположен в V главе романа и написан позже. Очевидна связь обоих текстов со «Светланой» В. А. Жуковского и «Ленорой» Г.А. Бюргера. Пушкин, описывая образ Татьяны, неоднократно ссылается на Светлану, героиню одноимённой баллады: «Скажи: которая Татьяна?” / — Да та, которая, грустна / И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна» [7, с. 105] (Г. 3, V). А в качестве эпиграфа к 5 главе и вовсе использует отрывок баллады: «О, не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана! / Жуковский» [7, с. 190], – здесь ярко подчёркивается О

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=