Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2019 11 Welle» («Немецкая волна») за период с 2014 по 2016 годы. Канал ориентирован на зарубежного слушателя и часто используется для обучения немецкому языку. В рамках статьи рассматриваются примеры из телерепортажей «Boom der Messenger-Dienste» от 02.04.2014, «Das Internet ist für alle da» от 25.03.2015, «Werbungmit Snapchat» от 17.02.2016, «Hassposts auf Facebook» от 16.03.2016 и «Kinder und digitale Medien» от 09.11.2016. Опираясь на мнение Г. В. Кузнецовой, В. Л. Цвик [5, с. 203], отметим, что в плане звукового сопровождения рассматриваемые телерепортажи являются озвученными, так как видеоряд сопровождается комментариями журналиста за кадром, и синхронными, поскольку произносимые слова и артикуляция говорящего совпадают на экране. Как известно, композиционное построение любого журналистского произведения предполагает четкую структурную организацию. Т. Г. Добросклонская отмечает, что в современной журналистике существует устойчивая схема выстраивания телерепортажа [3, с. 53]. Сначала журналист дает заставку, т. е. зачин, задача которого – привлечь внимание зрителя к материалу и ввести его в курс события. Далее следует репортажное описание. В нем отводится место различным отступлениям, диалогам с героями, авторским впечатлениям. Именно эти элементы создают эффект присутствия и позволяют зрителю ощутить вовлечённость в происходящее. Затем основная часть, в которой важны и удачно подобранные детали, и подробности, воссоздающие отображаемую действительность. После центральной части следует концовка. Подчеркнем, что зачин и концовка имеют столь же большое значение, что и основная часть. Рассмотрим более подробно особенности немецкого телерепортажа как информационного жанра медиадискурса. Необходимо отметить броский короткий заголовок, функция которого заключается в фиксации внимания потенциальной аудитории. Он одновременно информирует и настраивает зрителя на дальнейшее восприятие. Например: «BOOM DER MESSENGER-DIENSTE» («ПОПУЛЯРНОСТЬ МЕССЕНДЖЕРОВ»), «DAS INTERNET IST FÜR ALLE DA» («ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ВСЕХ»), «HASSPOSTS AUF FACEBOOK» («ПОСТЫ НЕНАВИСТИ В FACEBOOK»), «WERBUNG MIT SNAPCHAT» («РЕКЛАМА В SNAPCHAT»). Кроме того, заголовки помогают объединить в содержательном плане весь текст последующего репортажа, являются своего рода «мостиком» в его композицию. Анализ языкового материала показывает, что большинство немецких телерепортажей начинается с энергичного зачина, так называемого лида [5, с. 215]. Это небольшой по объему первый абзац, который необходим для введения в тему, постановки проблемы репортажа. Первое предложение имеет первостепенное значение, оно определяет, будет ли зритель смотреть дальше. Языковое оформление зачина немецких телерепортажей характеризуется предельной сжатостью, отсутствием второстепенных деталей, абстрактных и общих фраз. Например: «Digitale Medienspielen im Alltag längst eine sehr große

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=