Время науки - The Times of Science

Тарунтаева Т. А. T. A. Taruntaeva 21 2018 заданиями, среди которых ведущее место занимает сочинение. Если данное средство диагностики образовательных результатов учащихся является привычным для таких дисциплин, как русский язык и литература, то историческое сочинение продолжает оставаться непривычным и вызывает большие трудности у выпускников. Российская педагогическая наука и образовательная практика имеют внушительный опыт применения исторического сочинения и как средства обучения, и как средства диагностики [8, c. 18]. Несмотря на это, обратившись к словарю-справочнику по «Теории и методике обучения истории», можно найти лишь общее определение понятия «историческое сочинение», которое, по мнению авторов, представляет собой «вид индивидуальной, самостоятельной творческой письменной работы по предмету, предполагающей самостоятельное раскрытие свободной исторической темы» [9, c. 289]. Однако в процедуре государственной итоговой аттестации историческое сочинение – это «последовательное, связное изложение материала по конкретному периоду истории России (свободный развёрнутый ответ)» [4, c. 4]. При выполнении этого задания ученик должен соблюсти следующие критерии работы: указать не менее двух событий (явлений, процессов); назвать не менее двух исторических личностей, деятельность которых связана с указанными событиями, и охарактеризовать их роль в этих событиях; указать не менее двух причинно-следственных связей; дать оценку значению данного периода для истории России; использовать исторические термины и понятия [1, c. 16]. Следовательно, согласно определению из кодификатора ЕГЭ данная форма задания призвана проверить не только фактические знания (события, явления, процессы, исторические личности и исторические термины), но и умения : устанавливать причинно-следственные связи, понимать обусловленность событий, оценивать их значение, систематизировать, обобщать информацию и логически излагать свои

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=