Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 8 №1 Остановимся подробнее на последней из них. Данная потребность вытекает из страха перед окружающим миром, в который человек оказывается заброшен. Чтобы не быть потерянным в нем, личность вынуждена найти некий ориентир, некую точку опоры, которая позволила бы ей почувствовать свою принадлежность какому-либо институту или другой личности. Человек нуждается в отождествлении себя с чем-либо, что находит близким. При этом необходимо ощущать свою индивидуальность, то есть понимать, по каким признакам он будет соотносить себя с чем-либо или кем-либо. Так человек соотносит себя с социальными институтами, с определённой культурой, с набором социальных ролей. Однако, по мнению Фромма, идентичность зачастую оказывается ложной. Человек может испытывать потребность соотносить себя с толпой, которая наоборот, как бы растворяет его индивидуальные черты в массе, даёт лишь иллюзию индивидуальности. «Для большинства людей индивидуализм оказывается лишь фасадом, за которым скрывалась неспособность достичь индивидуального чувства самотождественности». [3, 75] Кроме того, не исключена возможность ошибочной идентификации, когда человек соотносит себя с тем, что не похоже на него, является ему «чужим». Наибольшую опасность это явление приобрело с распространением массовой культуры. Зритель начинает сравнивать себя с героями, появляющимися на телеэкранах, и находит себя похожим на них. Постепенно это приводит к утрате понимания собственной индивидуальности и ориентации на несуществующий персонаж, например, супер-героя. Итак, мы видим, что Э. Фромм рассматривает идентичность как одну из основных потребностей человека. Она, как и остальные экзистенциальные потребности, отличает психически здорового человека. Не вызывает сомнения, что в своём поведении человек руководствуется потребностями. При этом поведение человека в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=