Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 6 №1 З. Фрейд резюмирует сказанное нами выше так: «Во-первых, идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом, во-вторых, регрессивным путём, как бы интроекцией объекта в «Я», она становится заменой либидонозной объектной связи, и, в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов» [2, c. 57]. Однако данную теорию идентичности нельзя назвать полной и исчерпывающей, так как она была основана на психопатологических наблюдениях, которые затем были перенесены на здоровую в психическом плане личность. В таком случае можно говорить о нарушении методологического принципа – здесь неверно используется индукция. Рассмотрим концепцию идентичности ещё одного представителя психоанализа, последователя З. Фрейда – Ж. Лакана. Им были полнее описаны этапы идентификации личности как необходимого условия вступления в культурное пространство и социализации. Лакан выделил 3 стадии развития самоидентификации личности: 1. Стадия «воображаемого» На данной стадии происходит осознание того, что такое социальное как таковое. Это осознание формируется именно благодаря соотнесению собственного «Я» с Другим. Этим «другим» обычно выступает один из родителей. 2. Стадия «символического» Здесь происходит освоение запретов и рамок дозволенного. Достигается это в процессе идентификации с фигурой отца. Именно на этом этапе происходит вхождение в поле той или иной культуры и социума, осознается психологическая и эмоциональная связь с ним. 3. Стадия «реального» Человек выделяют те черты культуры и социума, с которыми он себя отождествляет, т. е. понимает себя как часть какого-либо сообщества, но при этом осознает и свою индивидуальность, то есть то, что отличает его от этой системы, от других ее представителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=