Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 7 В теории и практике предлагаются различные пути решения данной проблемы. Один из основных – это индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании, имеющий достаточно давние исторические традиции. Необходимость учета природных характеристик детей, их способностей, интересов отмечали мыслители разных эпох (Аристотель, Платон, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.). Появление экспериментальной психологии и педагогики в конце XIX – начале XX столетий, педологии как «науки о ребенке» позволило вооружить практику диагностическими методами и методиками изучения личности учащихся, содействовало получению достоверных характеристик об их индивидуальных особенностях, возможности проследить динамику развития. Появление групповых форм занятий, классно-урочной системы содействовали возникновению такого явления как дифференциация обучения. Обращение к историко-педагогическому наследию показывает тенденцию ее развития от внутриклассной и внутришкольной (профильные классы, факультативы) к образовательной, реализуемой в учреждениях разных типов и видов (гимназии, лицеи), при организации инклюзивной среды. В педагогической теории индивидуализация и дифференциация обучения были обоснованы в качестве главных наряду с другими принципами организации образовательного процесса. Сложившаяся концепция индивидуально- дифференцированного подхода в обучении позволила интегрировано представить такие его сущностные характеристики как учет индивидуально- типологических особенностей учащихся, группировка детей в соответствии с выявленными особенностями, различное построение процесса обучения в выделенных группах и в отношении отдельных их субъектов. Существенный вклад в разработку теоретических основ индивидуализа- ции и дифференциации обучения внесли И. Э. Унт, А. А. Кирсанов, Е. С. Рабун- ский, Н. М. Осмоловская, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Е. А. Ямбург и др. В современных условиях данный подход подвергается новому осмыслению в связи с введением ФГОС, усилением гетерогенности образовательной среды, наличием в ее составе детей группы риска (дети из неполных семей, семей малоимущих, беженцев, мигрантов, безработных, сироты, жертвы насилия, притеснения и пренебрежения значимыми потребностями и интересами ребенка). Внимание исследователей привлечено к таким аспектам изучения индивидуально-дифференцированного подхода как учет сенсорных модально- стей учащихся (М.В. Алешина, Е. Л. Александрова, Л. В. Кравчук, И. Ю. Ладо- хина). Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил выделить ряд противоречий между: – современным требованием общества к образовательной среде, ориентированной на формирование и развитие личности с учетом ее индивидуальности, и наличием рисков, снижающих ее эффективность на разных уровнях образования; – потребностью современной школы в создании адаптивной образовательной среды и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов по преодолению дезадаптации у учащихся, особенно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=