Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 5 дискриминации, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности и ее свободного развития – таковы основные принципы, определяющие стратегические ориентиры современной школы [7]. Идет активный процесс внедрения в образовательные организации инновационных технологий, информатизации и компьютеризации, создания развивающей, творческой, безопасной образовательной среды, доступной для всех. Несмотря на это, показатели средних баллов оценки грамотности 15- летних российских обучающихся в 2015-2016 учебном году (по 1000 балльной международной шкале) составили: читательская грамотность - 495 баллов, математическая грамотность - 494 баллов, естественнонаучная- 487 баллов [2]. Также отмечается ряд негативных тенденций, выраженных в снижении показателей психосоматического здоровья детей, увеличении различного рода недоразвитий. Например, по данным статистики за период с 2012 по 2016 гг. наблюдается динамика количественного роста лиц с ограниченными возможностями здоровья с 139,3 тыс. чел до 174,3 тыс. чел., детей инвалидов, обучающихся в классах общеобразовательных организаций вместе с другими детьми – со 135,0 тыс. чел. до 146,0 тыс. человек [2]. Среди проблем школьного образования весьма распространенной и значимой является школьная дезадаптация, которая выступает альтернативой адаптационному процессу как объективной характеристике образовательного маршрута учащихся, оказавшихся в новой социальной ситуации развития. Причины этого явления могут быть связаны как с медицинскими, социально- психологическими и экологическими факторами (социальные и экологические катаклизмы, национальные и региональные потрясения, нестабильность семьи и т.д.), так и с проблемами самой образовательной системы. Имеют место различные трактовки понятия школьной дезадаптации. Их сущность сводится к пониманию невозможности для учащегося адаптироваться в образовательной среде, развивать свою идентичность, снижению способности успешно осваивать образовательные программы, конструктивно выстраивать субъектное взаимодействие. Дезадаптация, как любой другой процесс, имеет факторы возникновения и развития, параметры качественного состояния, поддается классификации, что важно учитывать при выборе оптимальных путей ее превенции и преодоления [1, с.205]. Немалое количество детей школьного возраста не в состоянии приспособиться к условиям учебного процесса, что оказывает негативное влияние на их успеваемость, на взаимоотношения с одноклассниками и педагогами. Наиболее часто такие проблемы возникают у детей при поступлении в начальную школу, при переходе учащихся на ступени основного или среднего общего образования, при переходе из одной образовательной организации в другую. Несвоевременное распознавание характера и природы различных проявлений школьной дезадаптации, отсутствие превентивных мер приводит не только к проблемам успеваемости, но и к возникновению нарушений психосоциального развития ученика, к проявлению у него различных форм отклоняющегося поведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=