Время науки - The Times of Science

Шекова Н. А. N. A. Shekova 12 №4 Франция – одна из стран, представляющих для нас интерес в плане изучения педагогического опыта. Являясь не только инициатором Болонского процесса, но и занимая особое место на арене мирового образования, Франция проводит последовательную политику реформирования собственной образовательной среды [5]. Исторически связанная с Россией, Франция служит определенным ориентиром для модернизации отечественной системы педагогического образования. Опыт Франции важен сегодня и может помочь найти новые пути развития в сфере подготовки российских педагогов. За последнее десятилетие структура французского педагогического образования подверглась многочисленным реформам, переосмыслениям и попыткам создать оптимальные условия подготовки педагогов-специалистов. Одним из кардинальных изменений последних лет стало введение нового типа учебных заведений, ответственных за педагогическую подготовку студентов во Франции - Высших школ профессуры и учительства при Академиях (ESPE – École supérieure du professorat et de l'éducation). Они открылись в 2013 году и с тех пор находятся под пристальным вниманием французского педагогического сообщества [8]. Деятельность ESPE ежегодно анализируется Министерством национального образования Франции и составляет тему для обсуждений на большинстве государственных конференций, посвященных проблемам образовательной среды [9]. Официальный источник французского Министерства образования называет эти учебные заведения «прогрессивным способом вхождения в преподавательскую профессию» [6]. При проведении нашего исследования мы опирались на документы, опубликованные на официальном сайте Министерства национального образования Франции [10]; материалы персонального сайта действующего министра национального образования Франции Наджат Валло-Белькасем (Najat Vallaud-Belkacem) [9], а также комплекс государственных интернет- ресурсов, находящихся в ведении Министерства образования Франции («Eduscol», «Onisep», «Devenir enseignant» и др.). Анализ названных аутентичных источников позволил нам получить достоверные данные, предоставленные французскими органами управления образованием, и познакомиться со структурой, принципами действия и результатами работы Высших школ профессуры и учительства во Франции. Отличительной особенностью ESPE является образовательный процесс, в рамках которого студенты не только получают предметные знания, но и ориентированы одновременно на передачу данных знаний потенциальным ученикам [6]. В образовательном процессе ESPE делается упор на максимально тесное знакомство студентов с будущей профессией педагога, введение в профессиональную деятельность начинается с первого года обучения. Полноценная стажировка в школе является неотъемлемой частью подготовки будущего педагога, наравне с теоретическими и практическими занятиями, а также самостоятельной работой студента. Более полному представлению о профессии способствует постоянная консультация наставников – практикующих педагогов, которые следят за успехами подопечных на протяжении стажировки и делятся собственным опытом преподавания [6]. Каждый студент педагогической специальности имеет индивидуального наставника. Можно говорить о масштабности и многофункциональности педагогического состава в учреждениях ESPE. За обучение студентов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=