Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 9 опоры в нравственности, полностью им убрана. Художественный мир Брес- сона исключительно холоден, отчуждён и безжизнен. Люди в нём выпол- няют придаточную функцию в вечной циркуляции денежного капитала. Главный герой по имени Ивон попытался покинуть этот порочный круг, об- наружив всю бесчеловечность экономической системы. Толстой в привыч- ной притчевой, назидательной форме показал разрушительную силу потери личных моральных устоев, а затем – неизбежность восстановления при об- ретении в себе Бога, обращении к защите общечеловеческих ценностей. Брессон избрал другой финал, его зло не поглощается добром, Ивон при- знаётся в преступлении, но камера будто выключается, предоставив зрите- лю чёрный экран – свободу для размышления. У Брессона появление фальшивой банкноты тоже порождает ряд тра- гических событий: потеря работы, свободы, ребёнка, жены. Ивон, полный ненависти и отчаяния, выходит из тюрьмы. Но обрести подлинную свободу он уже не может. Деньги становятся для него единственным средством вы- свобождения страсти: «Деньги – видимый Бог – чего мы не сделаем ради них?» Ради них Ивон хладнокровно убивает владельцев гостиницы, а позд- нее, как и Степан Пелагеюшкин, женщину вместе со всей её семьёй. Ивон (кадр из фильма «Деньги», Франция, 1983 г.) Женщина, прототипом которой является Мария Степановна (кадр из фильма «Деньги», Франция, 1983 г.) Прототипом этой женщины является Мария Степановна, в фильме она безымянна, но, несмотря на это, является одним из ключевых образов экранизации и воплощает тот тип праведника, который часто встречается в произведениях Толстого: «На месте Господа я бы всех простила». Обстоя- тельства жизни этой женщины (одна ухаживает за отцом и семьёй сестры) и портретная характеристика («худая, пятидесятилетняя женщина») вполне соответствуют тексту повести: «Чего вы ждёте? Чуда? Я ничего не жду». В то же время Брессон вольно интерпретирует текст Толстого, соеди- няя двух толстовских персонажей: Ивана Миронова, ложно обвиненного в распространении фальшивых денег, и его убийцу, одного из ключевых геро- ев – Степана Пелагеюшкина. Иными словами, на первый план выходит од- на яркая личность, что свойственно французскому кинематографу с его ин- дивидуализацией, обособлением личности. Примечательно, что гедонизм французов, представленный в типиче- ских образах художественной культуры и, в частности, кинематографа [3], не нашел своего отражения во фильме Брессона.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=