Время науки - The Times of Science

Gordeeva Yu. V. Ю. В. Гордеева Martzinkovskaya V. I. В. И. Марцинковская 8 №3 ональный менталитет, современные режиссеру культурные реалии и инди- видуальная стилистическая специфика вносили в общее содержание допол- нительные оттенки смыслов. Повесть Льва Толстого «Фальшивый купон» (1911) экранизировалась два раза, однако оба фильма не рассмотрены в научном дискурсе. Вызывает интерес, какие черты национального менталитета нашли свое отражение при экранизации написанной Толстым повести, а также каким образом иностранные режиссеры смогли приблизить к своему зрителю классическое произведение русской литературы. Темы, поднимаемые Толстым в повести «Фальшивый купон», стали основой для создания двух кинокартин: французского фильма «Деньги» (1983) Робера Брессона и финского фильма «Вечная мерзлота» (2005) Аку Лоухимиеса. Из насыщенной героями и событиями фабулы повести оба режиссера отобрали для своих картин лишь необходимые части сюжета, наиболее ин- тересные, по их мнению, темы, идеи, проблемы. Другими словами, при об- ращении к классическому тексту была взята его фабула (скорее даже её фрагменты) и выстроены совсем другие истории. Однако в доминирующей идее оба фильма вторят Толстому: «Непро- тивление злу не только потому важно, что человеку должно для себя, для достижения совершенства любви, поступать так, но еще и потому, что толь- ко одно непротивление прекращает зло, поглощая его в себе, нейтрализует его, не позволяет ему идти дальше, как оно неизбежно идёт, как передача движения упругими шарами, если только нет той силы, которая поглощает его. Деятельное христианство не в том, чтобы делать, творить христианство, а в том, чтобы поглощать зло» [5]. Французский режиссёр Робер Брессон работал вне общепринятых стилей, вовсе не подчиняясь моде. Брессон – художник, остро чувствующий и утверждающий незыблемость общечеловеческих ценностей. Фильмы Брессона отличает аскетичность, он отказывался от любых средств художественной выразительности, добиваясь максимальной честно- сти, объективности, будто очищал картину от случайностей и мелочей быта, лишних и ненужных эмоций. В авторском стиле Робера Брессона можно выделить постоянные при- знаки: исключение сюжетных приёмов, обеспечивающих динамику, остроту и даже драматизм; отсутствие любого намёка на эмоции в игре актеров; мо- нотонность и холодность экранного действия [1]. В его фильмах появлялись непрофессиональные «неиспорченные» актеры, Брессон отказывался от па- вильонных съёмок и спецэффектов. Фильму Брессона «Деньги», как и многим французским фильмам по- сле 1960-х годов (явление Французской новой волны в национальном кине- матографе), свойственны незамысловатые средние и крупные планы, пре- красно сочетающиеся при монтаже и достигающие высокой степени выра- зительности; ощущаемое присутствие непрофессиональных актёров; поиск новых способов использования цветовой гаммы и света. От повести Льва Толстого режиссёр сохранил только первую полови- ну. Вторая, полная светлых надежд и начинаний, где мир находит точку

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=