Время науки - The Times of Science

Gordeeva Yu. V. Ю. В. Гордеева Martzinkovskaya V. I. В. И. Марцинковская 12 №3 - анонимные клубы как некий концепт, существующий в евро- пейском кино. Интересен и общий колорит фильма, который погружает зрителя в состояние героев. Развитие действия происходит на фоне заснеженной Финляндии, преобладает тёмно-серая, тусклая палитра: постоянно «тяжё- лое небо», грязный снег, тёмные квартиры и улицы, отсутствие предметов роскоши и ярких элементов – всё это усиливает воздействие на зрителя, подчёркивает депрессивное настроение героев, жизнь которых лишена смысла и сосредоточена на жажде возмездия. Отличительной особенностью является неспешная манера повество- вания, которая выражается не только в самой подаче фильма, но и в манере героев вести диалог. Один из исследователей межкультурной коммуника- ции Я. Лехтонен в своей статье «Молчаливый финн – миф или реальность» выделил основные черты коммуникативного поведения, свойственные финнам: 1. говорят только тогда, когда есть, что сказать; 2. молчание является нормой в общении; 3. пассивная стратегия при получении информации; 4. уважение к суверенности, к мнению другого человека; 5. длинные дискурсивные паузы; 6. настороженное отношение к незнакомым [4, с.43]. Отражение обозначенных характеристик мы находим в фильме, ко- торый отличается малым количеством диалогов. Общение героев характе- ризуется медленным темпом речи, внешней сдержанностью, усиливающей эмоциональное воздействие на зрителей. Обращает на себе внимание и большое количество пауз, заполненных музыкой. Однако в фильме герои раскрыты меньше, чем в повести Толстого. Образ Степана Пелагеюшкина очень сильный, яркий, детально разработан- ный. В повести мы проходим жизненный путь Степана вместе с ним и ста- новимся свидетелями его внутренних изменений. В фильме этого не проис- ходит: в заключении перед нами изменившийся Нико, который устроился работать в школу, но каким образом произошли эти внутренние изменения – непонятно. Мы можем лишь догадываться об этом, возможно, такова за- думка автора. Как мы видим, при обращении к повести «Фальшивый купон» режис- сёры двух экранизаций вольно обращались с текстом, вычленяя только фрагменты фабулы, и выстраивали таким образом другие истории. Однако доминирующая идея Толстого о непротивлении злу, сходство персонажей фильмов с их литературными прототипами создают неразрывную связь тек- ста Толстого с экранизациями Аку Лоухимиеса и Робера Брессона. Каждая из экранизаций повести Толстого отражает особенности исторического вре- мени, в которое снимался фильм, национальный менталитет, своеобразие национальной киношколы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=