Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 9 Причину кризиса идентичности они видели в том, что современный человек не располагает такими условиями, которые обеспечили бы ему це- лостное развитие и восприятие себя самого, – то есть нарушилась самотож- дественность личности. Ж. Бодрийяр сделал основными понятиями своей философии «симу- лякры», «симуляцию» и «гиперреальность». Попытаемся показать, каким образом они связаны с понятием идентичности. Симулякры – основа для симуляции, а вместе они составляют гипер- реальность. Симулякрами Бодрийяр называет определенные знаки и объек- ты, обособляющиеся по смыслу от того явления, события и т.д., к которому они ранее относились. Такие знаки приобретают самостоятельный смысл и значение, при этом никак не соотносясь с оригиналом. Их широкое упо- требление объясняется лишь ассоциациями с «подлинниками». Современная эпоха, по мнению философа, представляет собой эпоху гиперреальности или симулякров, в ней не базис определяет надстройку (в марксистском понимании), а наоборот. «Симуляция – это уже не симуля- ция территории, референциального сущего, субстанции. Она – порождение моделей реального без оригинала и реальности: гиперреального. Террито- рия больше не предшествует карте и не переживает ее. Отныне карта пред- шествует территории» [1, c. 5]. Бодрийяр выделяет три порядка симулякров: 1) натуральные симулякры, натуралистические, основанные на обра- зе, имитации и подделке, гармоничные, оптимистичные, и направленные на восстановление или идеальное основание природы по Божественному подобию; 2) продуктивные симулякры, направленные на повышение произво- дительности, основанные на энергии, силе, материализации посредством машины и во всей системе производства; 3) симулякры симуляции, основанные на информации, модели, ки- бернетической игре – тотальной операциональности, гиперреальности, нацеленной на тотальный контроль [1, с. 159]. В эпоху постмодерна, когда стремительно растет роль информации, преобладают симулякры третьего порядка. Люди, живущие в таком мире, мире симулякров, утрачивают чувство реальности. Создается иллюзия, про- исходит подмена реальности. Логично было бы предположить, что если че- ловек не способен объективно и верно осознать окружающий мир, то, соот- ветственно, он будет испытывать трудности с самоидентификацией, ведь невозможно определить свое место в мире, который нам не понятен. Бодрийяр считал, что единственное средство, которое способно ис- править эту ситуацию на уровне общества и сохранить реальность, – это смерть, а смерть, как известно, означает полную утрату идентичности. Фи- лософ имел в виду, что человек, столкнувшись со смертью, начинает обострённо воспринимать реальность. Это приводит его в чувство, заставля- ет понять, что те знаки, которыми он себя окружает, – лишь симуляция,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=