Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 47 Рис. 11. «Первый бал» (автор А. Д. Бржезицкая, 1951 г., Дулёво) Рис. 12. «Первоклассник» (автор А. Ф. Пахомов, 1960-е гг., ЛФЗ) никам, но и воспитанникам данных учреждений. В своих работах они запе- чатлели подтянутых, строгих мальчиков, смело и открыто смотрящих в бу- дущее. Рис. 9. «Нахимовец» (автор С. Б. Велихова, 1963 г., ЛФЗ) Рис. 10. «Суворовец» (автор С. Б. Велихова, 1960-е гг., ЛФЗ) Благодаря точному и детальному отображению советских реалий, фарфоровые статуэтки, кроме эстетической ценности, имеют огромное по- знавательное значение. По ним можно проследить атмосферу, быт той эпо- хи и историю развития советской школьной формы. Для девочек она явля- лась во многом аналогом гимназической формы царской России: коричне- вое платье с белыми манжетами и воротничком, чёр- ный повседневный и белый праздничный фартук. Это традиционная форма, известная всем поколениям со- ветских школьниц, запечатлена практически во всех статуэтках. Однако встречается ряд работ, где девочки изображены в серо-голубых платьях, явно напоминаю- щих праздничную форму дореволюционных гимнази- сток (А. Д. Бржезицкая «Первый бал», Е. И. Гатилова «Пятёрка» и др.). Мы можем предположить, что скуль- пторы таким образом хотели показать важность и тор- жественность изображаемых моментов. Глядя на стату- этки, изображающие советских школьниц, можно отметить ещё одну интересную деталь – косички с бантиками. Никакие другие причёски, в том числе и распущенные волосы, в то время не допускались. Школьная форма мальчиков напоминала солдат- скую: брюки и рубашка серого цвета, фуражка с кокар- дой и широкий ремень с массивной пряжкой (очень точно и детально отражена в работе А. Ф. Пахомова «Первоклассник»). В 1962 году её заменил серый по- лушерстяной костюм, а в 1975 изменился покрой и цвет: форма стала синей. Фарфоровые скульптуры учеников могут расска- зать не только об одежде и причёсках, но и о большой внешкольной работе, которая велась в Советском Сою- зе. Ещё Н. К. Крупская в своих работах подчёркивала её важность и ценность: «На смену семейного воспита- ния должно прийти воспитательное влияние детских коллективов. Влияние это должно быть организован-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=