Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Nikolaeva V. A. В.А. Николаева 46 №2 Рис. 8. «Шагающие пионеры под знаменем» (повтор с 1930-х гг., Конаково, автор неизвестен) В каталогах советских фарфоровых изделий встречаются работы и неизвестных авторов: «Шагающие пионеры под знаменем», «Юный пио- нер», «Читающий пионер», «Пионер с барабаном» (Конаковский фаянсо- вый завод), «Пионерка» (Городницкий фарфоровый завод), «Первая бук- ва», «Пионерский галстук» (Полонский завод художественной керамики). Рис. 6. «Девочка, читающая Пионерскую правду» (автор М. П. Холодная, 1950-е гг., Конаково) Рис. 7. «Пионерский галстук» (1950-е гг., Полонский завод художественной керамики, автор неизвестен) Стоит отметить, что значительную часть фарфоровых скульптур рас- сматриваемого периода составляют фигурки пионеров – членов самого мас- сового детского движения в СССР, основанного 19 мая 1922 года. У пионера обязательно был пионерский галстук – красная шейная косынка, завязыва- емая спереди специальным узлом. Для каждого школьника галстук был не просто материей, он яв- лялся символической частицей пионерского знаме- ни, поэтому относиться к нему полагалось бережно и почтительно. Во многих работах широко пред- ставлена и другая пионерская атрибутика: пилотки, знамёна, горны, барабаны. Всё это делает скульпту- ры яркими, звонкими, самобытными и запоминаю- щимися, чётко маркирует время их создания и од- новременно передаёт идейное содержание: герои этих изображений не «просто дети», а «передовой отряд юных ленинцев». Внутри школьной тематики отдельно хочет- ся отметить изображения суворовцев и нахимов- цев (работы С. Б. Велиховой «Нахимовец», «Суво- ровец», А. Д. Бржезицкой «Первый бал», «В музее»). Суворовские военные училища, созданные в 1943 году, и нахимовские военно-морские училища, образованные позже, являлись преемниками кадетских корпусов дорево- люционной России. В первые годы своей деятельности, помимо образова- тельной и воспитательной, они выполняли огромную социальную функцию – решали проблему детского беспризорничества. Ведь война, унёсшая тыся- чи жизней, оставила многих детей без родителей, без крыши над головой. Суворовские и нахимовские училища спасали ребят от уличной, а может, и криминальной жизни, давали им шанс получить образование, овладеть профессией и устроить свою дальнейшую судьбу. Поэтому для некоторых авторов стало важным уделить внимание в своих работах не только школь-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=