Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 43 Николаева Виктория Александровна Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (3 курс) Научный руководитель: Шевелева О. В., канд. ист. наук, доцент «ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ»: ОБРАЗЫ СОВЕТСКИХ УЧЕНИКОВ В ФАРФОРОВОЙ СКУЛЬПТУРЕ МАЛЫХ ФОРМ Аннотация: статья посвящена вопросу изображения советских учащихся в фарфоровой скульптуре малых форм. Названы известные фарфоровые за- воды СССР, яркие мастера и их работы по данной тематике. Делается вывод, что советская фарфоровая скульптура сегодня имеет не только эстетиче- скую, но и большую познавательную ценность. Она позволяет визуализиро- вать детали школы советской эпохи: пионерскую атрибутику, изменения в школьной форме, виды внеурочной деятельности, особенности облика су- воровцев и нахимовцев и так далее. Ключевые слова: фарфоровое производство, скульптура малых форм, совет- ская школа, учащиеся. Abstract: the article is devoted to the depiction of Soviet students in porcelain sculpture of small forms. The author designates famous porcelain factories of the USSR, bright masters and their works on this subject. It is concluded that Soviet porcelain sculpture today has not only aesthetic, but also great cognitive value. It allows you to visualize the details of a school in the Soviet era: pioneer attributes, changes in school uniforms, types of extracurricular activities, peculiarities of the image and so on. Keywords: porcelain production, small sculptures, soviet school, pupils. арфор, несмотря на хрупкость, является долговечным материа- лом, способным сохранять историческую и культурную память. Дореволюционная Россия в фарфоровом производстве состав- ляла достойную конкуренцию Европе. Всё изменилось после ок- тября 1917 года. Предприятия либо национализировались, либо разруша- лись. Многие технические и художественные решения были преданы забве- нию как символ буржуазной культуры. Однако уже в начале 1920-х годов фарфоро-фаянсовое производство в СССР постепенно начало возрождаться. Фарфор стал материалом для творчества таких художников, как К. Петров-Водкин, К. Малевич, П. Кузне- цов, С. Чехонин и др. На бывшем Императорском фарфоровом заводе в эти годы работали выдающиеся скульпторы Н. Я. Данько и Л. В. Щекатихина- Потоцкая. В 1920-30-е годы выпускался так называемый «агитационный фарфор», который сегодня является большой антикварной редкостью. Ф

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=