Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Shiryaeva E. A. Е. А. Ширяева 38 №2 тировки учит эффективной работе с книгой с помощью элементов ее худо- жественного и графического оформления: шрифтов, орнаментов, раздели- телей, сигналов-символов, нумерации страниц и т.д. Проанализировав корпус источников, мы выявили основные воспи- тательные функции и способы их реализации в российских азбуках и буква- рях 1989-1930-х годов: 1. Формирование мировоззрения. Мировоззренческую позицию ре- бенка буквари и азбуки формировали, сообщая ценностно- ориентированные знания о природе, социуме и человеке. Тексты и иллю- страции к ним показывали, как устроен мир, каковы причины тех или иных природных явлений и процессов, как и почему происходят изменения в жизни людей и т. д. Часто именно букварь оказывался первым (а иногда и единственным) источником научных сведений для детей, обучение которых ограничивалось начальной ступенью образования. 2. Система отношений, убеждений, взглядов формируется благодаря эмоционально-ценностному компоненту содержания азбук и букварей. Рас- полагая в пособиях определённые тексты, задания, иллюстрации, авторы формировали у ребенка ценностное отношение к людям, некоторым собы- тиям, труду, творчеству, познанию, природе, государству, к себе. 3. Социально одобряемое поведение. Задания в букварях помогали ребенку освоить способы деятельности (познавательной, творческой, игро- вой, трудовой), которые были востребованы в обществе. Модель теоретического анализа реализации воспитательной функции в российских азбуках и букварях представлена в виде таблицы 1. Проиллюстрируем логику нашего анализа на конкретном примере. Осуществив сравнительный анализ реализации воспитательной функции в букварях и азбуках дореволюционного и советского периодов, мы увидели различия, связанные с идеологической направленностью вос- питания. Азбуки и буквари дореволюционного периода формировали круг представлений и понятий, необходимых каждому христианину, помогали понимать канонические тексты и осваивать религиозные практики, пособия для первоначального обучения грамоте становились также учебниками ре- лигиозного воспитания. В большинстве пособий подчеркивалась идея един- ства церковной и светской власти. Так, начальный раздел букваря М. Александровича начинается со слов «Россия», «Бог», «Иисус Христос», «Евангелие». Здесь же помещены тексты «Боже, Царя храни!», «Славься» и изображение Императора Нико- лая и Императрицы Александры Федоровны. На страницах расположена церковная грамота с молитвами, заповедями, церковными цифрами и изоб- ражениями святых [3, с.30-31].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=