Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 37 слова и предложения, короткие тексты для первоначального чтения) и ви- зуальный ряд. На протяжении рассматриваемого периода буквари печатались часто, постоянно переиздавались, выходили большими тиражами и по низким це- нам, публиковались государственными, частными и синодальной типогра- фиями как в столице, так и в провинции. Различной была адресация азбук и букварей: она зависела как от социальной направленности (для крестьян- ских детей, для детей из обеспеченных слоев населения), так и от предпола- гаемой формы обучения (для школ и для домашнего использования); после 1917 года чаще появляются азбуки и буквари для взрослых (рабочих, кре- стьян). Нижней границей хронологических рамок нашего исследования яв- ляется 8 июля 1899 года, когда министр народного просвещения Н. П. Бого- лепов подписал циркуляр, адресованный попечителям учебных округов империи и знаменовавший начало целой эпохи реформирования отече- ственного образования. Верхняя граница – 14 августа 1930 года: тогда ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», что существенно изменило подход к организации школьного дела, в том числе к учебному книгоизданию [19]. Исследуемый период раз- бит нами на две части: с 1899 по 1917 год и с 1918 по 1930 год. Пограничным является временной отрезок 1917-1918 гг., так как в эти годы происходит цикл изменений в сфере образования [13, с.120, 74-380]. Мы использовали теоретический анализ педагогической, историче- ской, лингвистической и учебно-методической литературы; структурно- функциональный и культурологический анализ учебных книг для первона- чального обучения грамоте; сравнительный анализ российских букварей и азбук периодов 1899-1917 и 1918-1930 годов; интерпретация полученных данных; обобщение; синтез выводов. Воспитательная функция школьного учебника предполагает целост- ное и целенаправленное влияние на разные сферы человеческой личности: когнитивную, аффективную и операционально-деятельностную. Следова- тельно, это направлено на формирование у ребенка мировоззрения (т. е. си- стемы знаний, представлений, взглядов на мир, социум и человека, ценно- стей, убеждений, идеалов) и способов социально одобряемого поведения и деятельности. Воспитательные функции в букваре и азбуке выполняют различные структурные элементы: тексты, визуальный ряд, аппарат организации усво- ения, аппарат ориентировки. Каждый из компонентов реализует воспита- тельную функцию с помощью своих специфических «инструментов». Текст и визуальный ряд могут дополнять, расширять, углублять друг друга и рабо- тать на решение одной, общей воспитательной задачи, но они могут состав- лять и два разных нарратива. В последнем случае вербальный и невербаль- ный компоненты решают разные воспитательные задачи, либо же только один из них имеет воспитательную функцию. Аппарат организации усвоения реализует воспитательную функцию с помощью целенаправленного формирования у ребенка моделей и способов социально одобряемого поведения и деятельности. Эту задачу решают по- мещенные в учебнике вопросы, задания, упражнения и т. п. Аппарат ориен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=