Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Shiryaeva E. A. Е. А. Ширяева 36 №2 нравственными ценностями и нормами поведения, принятыми в социуме, научиться взаимодействовать с другими людьми, познать самого себя. Бук- варь прививает бережное отношение к семье, к окружающим людям, ува- жение к труду, побуждает к сопереживанию, учит уважать иную точку зре- ния. История школьных учебников для начального обучения – важный инструмент в исследовании эволюции педагогических идеалов, теории и практики обучения. Теоретические аспекты структуры и функций школьно- го учебника рассмотрены в работах В. Г. Бейлинсона, Д. Д. Зуева [6, с.69-82; 13, с.105-107], В. В. Краевского [16, с.13-37], Е. Ю. Ромашиной [21, с.11], Э. Г. Гельфмана, М. А. Холодной [10, с.22], И. П. Товпинец [22, с.34-44] и др. Проблеме воспитательных функций образования и их репрезентации в учебной литературе посвящены труды В. В. Краевского «Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики» [18], П. Ка- занцева «Принципы оценки книги для классного чтения в начальной шко- ле» [16, с.14-16]. История азбук и букварей прослежена в работах Л. Н. Аве- рьяновой [1], Н. Б. Баранниковой [5, с.109-115], Н. М. Бетеньковой [8, с.21- 26], И. Л. Волковой [9], Ю. А. Горбунова [12, с.30-43], Е. А. Ефимовой [14, с.121-185]; Г. В. Карпюк [17, 194-239], Д. В. Фомина [23, с.201-228] и др. Сего- дня учебник для начального обучения грамоте рассматривают с разных по- зиций, «освещая в историческом контексте его содержательную, структурно – логическую, методическую, педагогическую феноменальность», – отме- чают В. Г. Безрогов и Т. С. Маркарова, авторы статьи «Школьный учебник: сокровищница, транслятор, провозвестник?» [6, с.5-10]. Несмотря на внимание к теме особенностей учебников различных пе- риодов, проблема репрезентации в азбуках и букварях воспитательной функции исследована мало, что определило выбор нами данной проблемы. Задачи нашего исследования: выявить, какие воспитательные функции бы- ли представлены в российских азбуках и букварях 1899-1930-х годов; опре- делить способы реализации этих функций через вербальные и визуальные компоненты учебных пособий; осуществить сравнительный анализ реали- зации воспитательной функции букварей и азбук дореволюционного и со- ветского периодов. Базу источников нашего исследования составили 43 пособия для пер- воначального обучения грамоте. Из них 22 изданы с 1899 по 1917(8) гг.; 21 – с 1917(8) по 1930 год. 1917-1918 годы являются пограничными: при анализе реальных изданий четкую временную грань провести оказалось сложно. Учебные издания готовились, публиковались и использовались в образова- тельной практике на протяжении длительного времени. В качестве «марке- ра» принадлежности конкретного издания к дореволюционному или совет- скому периоду мы рассматривали содержание и примененную при печати орфографию (с учётом орфографической реформы 23 декабря 1917 – 15 ок- тября 1918 гг.). Большинство использованных нами источников находятся в фондах Научной педагогической библиотекой имени К. Д. Ушинского и раз- мещенывэлектронной базе «Азбуки, буквари и книги для чтения» [2]. Историко-педагогический анализ выявляет сложную структуру бук- варя: в нем содержатся текстовые компоненты (алфавит, слоги, отдельные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=