Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 35 Ширяева Евгения Алексеевна Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого факультет истории и права (5 курс) Научный руководитель: Е. Ю. Ромашина, д. пед. наук, профессор ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКИХ АЗБУК И БУКВАРЕЙ 1899-1930-Х ГОДОВ Аннотация : статья посвящена механизмам реализации воспитательной функции в букварях/азбуках 1899-1930 гг., рассматривается, какую роль играют в этом основные структурные элементы данных пособий. Автор статьи предлагает модель теоретического анализа реализации воспита- тельной функции в российских азбуках и букварях. Проведен сравнитель- ный анализ реализации воспитательной функции в букварях и азбуках до- революционного и советского периодов. Ключевые слова : букварь/азбука, воспитательная функция, текст, визуаль- ный ряд, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки Abstract : this article is devoted to mechanisms of realization of the educational function of the primers using basic structural elements of allowances in the pe- riod 1899-1930. The Author compiled the model the theoretical analysis of the implementation of the educational function of Russian primers. A comparative analysis of the implementation of the educational function of the primers and alphabets pre-revolutionary and soviet periods. Keywords : primer, educational function, text, visual range, the unit of organiza- tion learning, the device orientation ажнейшее средство образования и воспитания – учебная книга. В том числе и прежде всего – книга для первоначального обу- чения грамоте. Обучение грамоте – один важнейших этапов в общем развитии личности, от того, по какой азбуке, по какому букварю ре- бенок начнет свое знакомство с миром, во многом зависит дальнейшее об- разование. Букварь – это не только средство образования и обучения подраста- ющего поколения, но и документ материальной культуры научного и исто- рического значения. В специфичной, только ему присущей сжатой форме он отражает жизнь страны на определенном этапе. Изучая букварь, можно понять основные идейно-политические позиции, нравственное состояние его современников, положение различных слоев населения, повседневную жизнь и быт народа, его этнографические особенности, логику развития национального языка и литературы. Таким образом, букварь является важ- ным источником культурных, научных и исторических сведений о человеке, обществе, государстве. Букварь, как и любой школьный учебник, выполняет воспитательную функцию. Он позволяет ребенку познакомиться с окружающим миром, с В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=