Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Shekova N. A. Н. А. Шекова 32 №2 российских вузов последних лет позволяет говорить о нежелании большинства россиян, обучающихся педагогической специальности, работать в школе [7]. «Вольное» отношение к выбранной профессии учителя не только не удовлетворяет потребность общества в квалифицированных педагогах, но и снижает престиж школьного учителя. К окончанию учебы более половины выпускников педагогических вузов теряет желание работать по специальности, что, помимо прочего, влечет за собой безответственность по отношению к выбранной профессии в студенческой среде. Возвращаясь к подготовке школьного учителя во Франции, стоит отметить тщательный отбор студентов для последующего обучения и большую роль педагогической практики во время обучения, особенно на втором, последнем году. Во Франции практическая деятельность тесно связана с будущей профессиональной деятельностью студента, практиканты получают за преподавание заработную плату и могут считать стажировку стартом для постоянной работы учителем. Будущий школьный учитель во Франции серьезно настроен на работу по специальности, и количество затраченных усилий на овладение профессией делает невыгодным отказ от нее [4]. Другой аспект продуктивности педагогического образования во Франции связан с высоким уровнем автономности студентов, а также с индивидуализированным подходом в образовании. Университетские институты подготовки учителей (IUFM) действовали во Франции с 1990 года. Придя на смену традиционным «Ecoles Normales», они сохранили педагогические традиции последних и стали более открыты обществу, наладив связи с прочими французскими учебными заведениями. В 2013 году Институты подготовки учителей были заменены Высшими школами профессуры и учительства при Академиях (ESPE), которые окончательно сменили IUFM, начиная с 2014 года [10]. В подобных школах будущие учителя имеют наставников, которые непрерывно консультируют студентов, помогают подготовить и проанализировать уроки, посещают проводимые будущим учителем занятия и отмечают ошибки [9]. Подобное взаимодействие будущего учителя и наставника непосредственно в процессе практической деятельности в школе как нельзя лучше помогают понять профессию, получить полное представление о ней. Как отмечает российский учитель высшей категории В. М. Кузнецов, проходивший стажировку в ESPE в Амьене, в России подобный наставник – «неофициальное явление». Плюсом французской системы подготовки учителей он также называет «индивидуализированное сопровождение учителя, продуманное и успешное» [3]. В положительном ключе о работе ESPE отзывается министр национального образования Франции, Н. Валло-Белкасем. Согласно ее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=