Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Bashkatova M. N. М. Н. Башкатова 26 №2 Опираясь на результаты исследований, можно сказать, что у пяти- классников возникают затруднения с освоением следующих познаватель- ных УУД: 1. самостоятельное выделениеиформулированиепознавательной цели; 2. поиск и выделение необходимой информации; 3. применение методов информационного поиска; 4. моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характери- стики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих зако- нов, определяющих данную предметную область; 5. структурирование знаний [2, с.29-30]. Физика как учебный предмет в системе основного общего образова- ния играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся основ научного мировоззрения, системы научных представлений об окружающем мире. В курсе физики все основные явления, законы и понятия рассматри- ваются неоднократно, каждый раз на новом уровне глубины изложения ма- териала. Наше исследование проводится в классе физико-математического профиля, где курс физики начинается в 5 классе, поэтому физические явле- ния изучаются на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с ос- новными законами физики и применения этих законов в технике и повсе- дневной жизни. При этом для формирования у учащихся целостной карти- ны мира необходимо уделять внимание знакомству с современными дости- жениями науки и техники. Всё это помогает детям формулировать познава- тельные цели, находить и выделять необходимую информацию, применяя методы информационного поиска, а также основы моделирования. Мы по- лагаем, что для развития выше обозначенных познавательных УУД при изучении физических явлений целесообразно использовать построение ин- формационной модели в устной и письменной форме. Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения па- раметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и вы- ходы объекта, и позволяющая путем подачи на модель информации об из- менениях входных величин моделировать возможные состояния объекта. Информационные модели делятся на описательные и формальные [4]. Описательные информационные модели создаются на естественном языке в устной или письменной форме. Формальные информационные модели – на формальном языке (то есть научном, профессиональном или специализи- рованном). Мы используем следующие формальные модели: все виды фор- мул, таблицы, графы, карты, схемы и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=