Время науки. 2017. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2017 11 мнению подверглись рационализм и самотождественность субъекта в их классическом понимании. Именно в этом контексте становится актуальным обращение к проблеме идентичности в многообразном и динамичном со- временном мире» [4, c. 87]. Корнем наблюдаемого кризиса служит чрезмерная открытость инди- вида окружающему миру и другим людям. Однако без контактов с миром человек не может осознать собственную уникальность. Постмодернисты считают, что на данном этапе развития человек, открывшись другому, обна- руживает лишь пустоту, взамен некого содержания, на которое он рассчи- тывал. Человека нет, а на его место приходит лишь социальная роль. Таким образом, индивидуальное замещается социальным. В результате возникает конфликт между обществом и личностью. Образуется оппозиция между со- бой и «другим». Человек уже занят не установлением связи с окружающи- ми, а обозначением дистанции между «своим» и «чужим», либо подража- нием социальной роли «другого», что приводит к «поглощению» одного другим. В результате происходит торжество безличного, каждый человек стремиться навесить на себя как можно больше «ярлыков», которые не несут никакого духовного содержания. Собственно, кризис идентичности стимулировал развитие такого направления современной философии как after-postmodernism, которое стремится разрешить эту проблему. В рамках этого направления исследова- тели пытаются опровергнуть тезис о невозвратной «смерти субъекта» и раз- рабатывают теорию о «воскрешении субъекта», то есть реабилитируют его. В этом философском направлении вырабатываются новые стратегии пре- одоления кризиса идентичности (стратегия программного неоклассицизма, коммуникационная стратегия современного постмодернизма). Появление этой философии дает надежду на поиск новых путей выхода из кризиса идентичности. Таким образом, современная культура переживает глобальный кри- зис идентичности, проявляющийся в распадении на субъект и объект, инди- видуальное и социальное, внутреннее и внешнее. Причинами такого рода явлений можно назвать господство общественных отношений, построенных на принципах потребления, и, как следствие, утрату ценности личности и насаждение новой системой ценностных установок, характерных для культуры потребления. Можно предположить, что под влиянием информационных техноло- гий и глобализации будет происходить симулякризация социокультурного пространства, и, в частности, такого его феномена, как идентичность. По- добному положению дел сопутствует напряженная политическая ситуация в мире, которая усугубляет сложившийся кризис. Вместе с тем, с альтерна- тивной точки зрения, постмодерн – некий переходный этап, а субъект будет «воскрешен» и найдутся пути разрешения рассматриваемой проблемы. Для этого и было создано выше упомянутое направление after-postmodernism.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=