Время науки. 2017. Выпуск 1 - The Times of Science

Aristova A. S. А. С. Аристова 72 № 1 Общий смысл изображения: четыре женщины, олицетворяющие четыре искусства речи, являются преподавателями, которые могут обучать других каждая в своей сфере деятельности. Мы полностью согласны с названием данной иллюстрации. Считаем, что все предметы находятся на своем месте и точно показывают, чем занимаются эти женщины и при помощи чего. Художник выстроил симметричную композицию: две женщины по центру сидят, две женщины по бокам стоят. Стоящие женщины в руках держат по дощечке с написанными на них знаками (буквы, ноты). Можно предположить, что художник хотел привнести в данную иллюстрацию идею гармонии, олицетворяющую искусства речи, и у него это, на наш взгляд, получилось. Педагог стремился отразить в картине идею о важности учёбы, её последовательности: каждая из женщин сосредоточена на своем предмете, они вдумчиво занимаются делом. Композиционно иллюстрация выстроена в рамках европейской логики «слева направо». Таким образом, мы шаг за шагом следуем за текстом, опираясь на числа-сноски. Вначале – Грамматика и слово; потом Риторика (Сентенция), буквально – раскрашивающая, украшающая слово; далее Поэзия, сплетающая венок из цветов красноречия; и, наконец, Музыка, слагающая мелодию и объединяющая с ней поэзию. Такое повествование слева направо не только хорошо объясняет текст, но и служит символом течения времени (женщины на картинке постепенно стареют), эволюции развития. Здесь мы видим и религиозный символизм: вначале было Слово, потом человек (на картине у Сентенции), а далее синтез человека и слова – поэзия, музыка и другие изящные искусства. В образовательном смысле иллюстрация закладывает понимание иерархии построения любого искусства или науки: они состоят из маленьких кусочков (в данном случае слов), которые сливаются в большие фрагменты и эпизоды, формируя общую картину. В воспитательном смысле – закладывается вера в осмысленное и последовательное возникновение этих кусочков, в разумное начало всего в этом мире, то есть картина подразумевает неявное духовное/религиозное воспитание.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=