Время науки. 2017. Выпуск 1 - The Times of Science

Romashina E. Yu. Е. Ю. Ромашина 4 № 1 В первые же 50 лет бытования в Европе учебник Коменского был издан 56 раз на 14 национальных языках. Обычными были двуязычные издания, но встречались трех-, четырех- и даже пятиязычные. Вокруг одних и тех же тематических изображений строилось их разноязычное обсуждение. В России «Видимый мир» впервые был переведен и вышел в свет в 1768 году, затем переиздан в 1788. Оба издания были снабжены предисловием профессора Московского университета И. М. Шадена. Он рисунки называл «худыми украшениями», которые мешают развитию воображения юношества. Потому нашлись веские причины их в данном пособии отменить. Так, парадоксальным образом и вопреки идеям автора, «Видимый мир» в России стал «невидимым», будучи издан без иллюстраций… Правда, профессор Шаден отмечал, что «изрядно распоряженное училище без собрания по своему намерению хороших рисунков, натуральных вещей, раскрашенных фигур‚ моделей и проч. быть не может», и именно так они «искусными учителями» ученикам показаны быть могут [2, Предисловие]. В том же 1788 году в переработке Ф. И. Янковича де Мириево пособие Коменского вышло уже с картинками, но в сокращенном варианте под названием «Зрелище Вселенной» в двух версиях: на русском, латыни и немецком; на русском, французском и немецком – и затем переиздавалось в 1793, 1808, 1822 и других годах [3, 4, 5]. Нормативные документы государственной образовательной реформы 1782-86 годов предписывали обучение иностранным языкам вести исключительно по «Зрелищу вселенной», соответствующие методические рекомендации были изложены в отдельном приложении к Уставу 1786 года – «Наставлении Главных народных училищ учителям Иностранных языков» [4]. В процессе обучения следовало: «во-первых, заставить учеников прочесть статью несколько раз, … потом приступать к исследованию слов, означенных числами на припечатанном изображении, спрашивая, например, по-немецки или по- латыни: что здесь изображено? … Ученики должны ответствовать по- немецки или по-латыни…» Далее учителю рекомендовалось записывать на доске слова и образцы грамматических упражнений и затем повторять их со

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=