Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2016 5 Основные методы исследования: теоретический, историко- педагогический и сравнительно-сопоставительный анализ различных литературных и документальных материалов, анализ опыта деятельности педвузов в сфере практической подготовки будущего учителя. Хронологические рамки исследования представлены периодом 1990- х годов – первыми десятилетиями XXI века. Однако для понимания общих тенденций необходимо сделать краткий экскурс в эпоху, предшествующую перестройке и модернизации высшего педагогического образования. Анализ данной проблемы позволяет отметить сложившиеся взгляды на сущность практической подготовки «в узком и широком ее понимании: в узком – как собственно педагогической практики; в широком – как подготовки студентов к будущей практической деятельности в школе средствами всех видов аудиторных и внеаудиторных занятий…, а также опытом разнообразной работы с детьми» [5, с.34]. При этом следует подчеркнуть, что наибольшее распространение получил подход, при котором практическая подготовка традиционно рассматривается исследователями как структурный компонент деятельности педвуза, основное содержание которого представлено различными видами практик. Интерес к практической подготовке студентов педвузов начал проявляться в конце 1940-х – 50-е годы (А. Н. Волковский, А. Г. Калашников, С. Н. Полянский, П. Н. Шимбирев). Во многом он был обусловлен стремлением преодолеть негативные явления образовательной ситуации: существенные затруднения в проведении студентами воспитательной работы в период практики, бессистемность взаимосвязей вузов со школами и др. Одним из следствий широкомасштабной борьбы с «педологическими извращениями» стало недостаточное владение методами педагогической диагностики и изучения школьного опыта. В учебных планах педвузов отсутствовали такие важные дисциплины, как возрастная и педагогическая психология. Вместе с тем обнаружилась тенденция усиления идеологической составляющей практической подготовки будущего учителя в связи с расширением влияния комсомольской и пионерской организаций. МП РСФСР рекомендовало кафедрам педагогики пединститутов использовать полученный студентами в ходе педагогической практики опыт работы с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=