Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Romashin M. I. М. И. Ромашин 32 №4 лицо Уилларда, летящие вертолёты, каменное изваяние и языки пламени. Всё это создаёт мощный визуальный ряд – «эффект присутствия». Цветовая гамма в частности и «картинка» в целом крайне важны для восприятия основной идеи в картине Копполы. В отличие от «Зеленых бе- ретов» и других подобных фильмов здесь визуальный ряд не менее – а, воз- можно, и более – важен, чем сценарный замысел. Фильм «обволакивает»: чем дальше герои уходят вверх по реке, тем сильнее и зритель «втягива- ется» во Вьетнам, в его контраст пронзительно зелёных исполинских дере- вьев и многометровых всполохов напалма. Создатели демонстрируют зри- телю, что каждая минута, проведённая во Вьетнаме, опасна. Война поглотит тебя и не выпустит обратно, об этом говорит каждый кадр. «Апокалипсис» во многом стал квинтэссенцией антивоенного настроения молодых амери- канцев, которые не хотели ехать на край земли и защищать непонятные им интересы. В отличие от «Зелёных беретов» и «Охотника на оленей» в «Апока- липсисе» музыка не просто сопровождает действие. Она является полно- правным персонажем картины. Фильм совершенно заслуженно получил Оскар за лучший саундтрек. В фильме использованы отрывки из рок-н-рол- льных хитов: «Let the Good Times Roll» Леонарда Ли (Leonard Lee), «Surfin' Safari» группы The Beach Boys, «Susie Q» («Сьюзи Кью») Дэйла Хокинса (Dale Hawkins) в исполнении Flash Cadillac, «(I Can’t Get No) Satisfac- tion» группы The Rolling Stones. Визитными карточками фильма являются две композиции – «The End» группы «The Doors» и «Полёт Валькирий» Р. Вагнера. «The End» в фильме звучит дважды – в самом начале и во время эпизода с убийством Курца. Таким образом, эта композиция начинает и завершает «Апокалипсис сегодня». Во многих фильмах вьетнамской второй волны звучит рок-н-ролл – как символ личной свободы и антимилитаризма. В «Апокалипсисе» эта идея доведена до высшей точки. В картине Копполы звучит не военный марш из «Зелёных беретов» и даже не гимн США из «Охотника на оленей», а «одурманивающие» психоделические песни «The Doors». Выбранный музыкальный ряд отражает изменения в массовом со- знание: общество, прежде всего молодежь, смотрит на происходящее во

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=