Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2016 31 Действие фильма разворачивается в 1969 году – на самом пике войны, и кадры наполнены ее ужасами: бомбардировки, расстрелы, мед- ленное помешательство воюющих на передовой. Зритель словно оказыва- ется в «гуще» Вьетнама и вместе с героями картины совершает «галлюци- ногенное» путешествие сквозь войну. Однако по своему жанру «Апокалип- сис сегодня» не столько военная драма, сколько драма психологическая. Врагов в прямом значении в этом фильме нет. Враг один – бессмыс- ленная война. Вьетнамцы в фильме показаны как жертвы, в этом «Апока- липсис сегодня» кардинально отличается от «Охотника на оленей», хотя разница между выходом на экраны этих картин составляет всего год. С первых кадров фильма зритель оказывается во Вьетнаме, Соеди- нённые Штаты не показаны вообще. Этот приём не даёт зрителю возможно- сти плавного перехода от мирной жизни к войне. Он как новобранец «од- ним рывком» попадет во Вьетнам и с первых же минут вынужден «выжи- вать». Этот новаторский подход (посвящение Вьетнаму всего хронометража) был рассчитан на полное эмоциональное вовлечение зрителя в происходя- щее: человек поневоле испытывал на себе тот самый «ужас», о котором в финале говорит Курц. Подчеркнем, что в «Апокалипсисе» нет «счастли- вого» возвращения домой после трудной работы (как, например, в «Охот- нике на оленей»). Зритель вместе с Уиллардом остаётся во Вьетнаме – из войны нет выхода ни физического, ни психологического. Монтаж, ракурсы и переходы тоже очень активно работают на зри- тельское восприятие картины. В качестве примера здесь уместно привести начальную сцену. В фильме отсутствуют титры и название. «Апокалипсис» символично начинается шумом летящего вертолёта и звучанием песни «The End» группы «The Doors». Зритель сразу видит военные сцены: ковровую бомбардировку леса, вспышки воспламеняющегося напалма. На этом фоне постепенно проявляется лицо человека – главного героя капитана Уил- ларда, от имени которого ведется повествование. Отметим, что для фильма в целом характерен эффект освещения лица героя снизу – образ словно вы- плывает из мрака. Режиссер монтажа активно использует «наплывы» в со- единении кадров. Начало фильма перемежается кадрами из финала, смысл которых будет понятен только по окончании просмотра. Последние кадры картины также «перекрывают» друг друга: перед зрителем одновременно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=