Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Romashin M. I. М. И. Ромашин 28 №4 фильме всё показано предельно ясно, разделение идёт по простому прин- ципу: американцы и южные вьетнамцы – «хорошие», коммунистические северные вьетнамцы – «плохие». Фильм прямолинеен и, как орудие пропаганды, действует «в лоб». Конечно же, среднестатистический зритель непременно должен распла- каться над сценой, где южновьетнамский мальчик хоронит собаку, погиб- шую при артобстреле, или узнаёт о гибели американского солдата, к кото- рому успел привязаться. Вместе с полковником Кирби рядовой американец должен был захотеть отомстить коммунистам за смерть офицера, собирав- шегося домой к семье. И восхититься, когда в финале герой Джона Уэйна и вьетнамский мальчик уходят в закат под торжественную музыку в духе классических вестернов. Музыкальный ряд в «Зелёных беретах» подобран с ориентацией на эмоциональное давление и усиление сцен. Трагичные и берущие за душу лирические композиции во время гибели героев работают на идею о пра- ведности американского вмешательства в дела другой страны. Финальная песня о «зелёных беретах» подчеркивает символизм сцены: полковник да- рит свой «боевой» берет десятилетнему ребенку из Южного Вьетнама. Прогосударственный, милитаристский и весьма претенциозный, фильм Уэйна был задуман как продукт государственной пропаганды, целе- направленно создан для укрепления патриотических настроений в США. Однако он вызвал прямо противоположный эффект: излишняя сентимен- тальность повествования, субъективность и однобокость трактовок, откро- венное одобрение американского вмешательства во Вьетнамскую войну, – все это спровоцировало жесткие выступления кинокритиков, негативные рецензии прессы, волны общественного недовольства. В послевоенный период 1974-1979 годов главной темой американ- ского кинематографа стал «вьетнамский синдром» – медленное, мучитель- ное и эмоциональное переосмысление обществом трагического опыта уча- стия США в событиях во Вьетнаме. Фильм «Охотник на оленей» создавался в 1970-е годы – на пике анти- военных настроений в американском обществе. США только начали оправ- ляться от проигранной войны, переосмысливать ее. Общество находилось в шоковом состоянии после обнародования количества жертв и потрясения от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=