Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2016 27 качестве исторического источника необходимо владеть основами теории кино и специфическим языком visual studies. Умберто Эко считал, что «текст не может принять любую интерпретацию – в нем самом есть нечто гарантированное, некий устойчивый смысл, который воспроизводится по- чти в любом случае». Он имел в виду intentio operis (интенцию текста) и пи- сал, что «нужно уважать сам текст и его права» [6]. Стремясь выработать специфический инструментарий для решения поставленной исследовательской задачи, в рамках нашей работы при ана- лизе фильмов мы использовали различные подходы: историко-культурный, идеологический, национально-этнический, содержательный и непосред- ственно киноведческий; анализировали не только содержание (сюжеты) фильмов, но и примененные авторами изобразительные средства. Основываясь на данных положениях, мы проанализировали ряд фильмов о Вьетнамской войне, относящихся к периоду 1960-1970-х годов: «Зелёные береты» (1968 г.), «Охотник на оленей» (1978 г.) и «Апокалипсис сегодня» (1979 г.). По мнению большинства исследователей и ведущих ки- нокритиков (Р. Эберт, Д. В. Кузнецов и др.), эти ленты являлись «рубеж- ными» в передаче общественных настроений, знаменовали существенно отличающиеся позиции в отношении к войне. В 1960-е годы американская киноиндустрия внесла заметный «пози- тивный» вклад в милитаристскую политику правительства. Художествен- ные фильмы создавали реалистичное изображение поля боя для некомба- тантов, часто с использованием кадров документального кино. Можно ска- зать, что Голливуд выступал в качестве неофициального правительствен- ного агентства. В 1968 году, в самый разгар Вьетнамской войны, на экраны вышел фильм «Зелёные береты». Режиссёром и исполнителем главной роли вы- ступил знаменитый американский актёр Джон Уэйн (John Wayne), которого звали «королем вестерна». «Зелёные береты» – боевик по своему жанру – относится к самой первой волне фильмов о Вьетнаме, лентам патриотиче- ским и открыто пропагандистским. Идея фильма проста и очевидна – дока- зать американцам необходимость участия США в войне в Южном Вьетнаме для защиты этой страны от коммунистической агрессии. У героев фильма нет никаких психологических проблем и сомнений в правоте их дела. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=